Хабаровск православный Журнал Традиции отечественной педагогики в воспитании духовности

Традиции отечественной педагогики в воспитании духовности

Иеромонах Ефрем (Просянок)

29.10.2007

Доклад на Межрегиональной научно-практической конференции «Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенка». Хабаровск, 25-26 октября 2007 года.

Основоположник русской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский в свое время писал: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди...» Этим выражением ученый метко указывает на то, благодаря чему отечественная педагогика зародилась, прошла становление и без чего она превращается в напрасное дело.

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков. Наша культура, наш быт утратили многие традиции. Исчезает прежнее отношение к труду как к служению Родине, на наших глазах разрушаются наука и образование, из сознания молодежи вытравливаются такие понятия, как патриотизм, долг, честь, и, наоборот, пропагандируются жестокость и насилие. Мы потеряли преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит ее восстанавливать. Несомненно, учить этому нужно с детских лет, учить в школе, которая всегда была опорой нравственного здоровья народа, благодаря своим веками формировавшимся традициям. Сегодня под традицией порой понимают что угодно, вплоть до запретов на все новое. Поэтому имеет смысл поговорить о том, что же такое традиция в российской педагогике.

Первое, что отличает эту традицию, – приоритет духовно-нравственных начал в воспитании и образовании, которые во все времена были обусловлены влиянием Православной Церкви. Чтобы убедиться в этом влиянии, рассмотрим кратко историю формирования русской школы.

Наше образование берет начало от святого равноапостольного Великого князя Владимира. В первые века русской государственности оно формировалось исключительно в Православной Церкви и осуществлялось ею. Вплоть до петровских времен Церковь определяла тип учебных заведений, цели, характер и содержание педагогической деятельности. Образование всецело оказывалось функцией Церкви и осуществлялось непосредственно в стенах монастыря или внутри церковной ограды. В качестве учебной литературы использовались Псалтирь, Библия и Часослов. Церковная школа того времени, говоря современным языком, была мало вариативной. Духовные лица, дворянская аристократия, первая русская интеллигенция – все получали примерно одинаковый набор знаний.

Во второй половине XVII века формируется единая школьная система. Петровские реформы, направленные на подчинение Церкви государству, изменили и характер отечественной педагогики. От заботы о духовном устроении личности она развернулась к обслуживанию государственных интересов. Появляются профессиональные учебные заведения (морские, инженерные, медицинские, промышленные и т.д.), находящиеся вне административного ведения Церкви. Но, конечно, это не означало, что образование перестало быть религиозным. Во всех учебных заведениях по-прежнему преподается Закон Божий, изучаются основы православного вероучения.

В XVIII веке снова в образовании довлеет церковная школа, представляя собой «налаженную и раскиданную» учебную сеть.

Во второй половине XIX века создается система народного образования, активную роль в которой играют государство и Церковь. Развивается сеть как государственных, так и церковноприходских школ. Последние, согласно принятым по инициативе обер-прокурора Священного Синода К.И. Победоносцева «Правилам о церковно-приходских школах», рассматривались как начальные образовательные учреждения и должны были утверждать в народе учение православной веры и христианской нравственности.

Таким образом, на протяжении более чем 900 лет образование и воспитание в России неразрывно связано с Православной Церковью. Что касается светского образования в дореволюционной России, то оно не исключало конфессиональной ориентации, а, наоборот, предполагало ее. Это было светское православное образование, ориентированное на подготовку специалистов к деятельности в государственных или других внецерковных структурах.

Сегодня школа поворачивается к духовно-нравственному воспитанию, и это приветствуется всеми. Но многие считают, что духовность вполне можно отделить от Православной Церкви, от православной традиции. Все инновации последнего времени, которые мы наблюдаем в системе образования, заключены именно в этом, в попытках срочно найти замену православной духовности и создать новую нравственность, пригодную для «интегрирования» в различные международные системы.

Какие альтернативы Православию выдвигаются в области духовно-нравственного воспитания? Прежде всего, атеизм. Нужно сказать, что это тоже религиозная система. Атеизм вырос и сформировался в европейских сектах, основными идеями которых было уничтожение частной собственности, семьи и национальных государств. Данные положения были в ходу в сектах альбигойцев, анабаптистов (предшественников современных баптистов), катаров, «богемских братьев», таборитов и других. Церковь вызывала наибольшее неприятие в этих сектантских воззрениях и в вышедших из них утопических учениях, принявших затем наукообразные формы. И у нас в стране победивший атеизм начал с реализации заложенных в нем принципов. Число браков стало резко падать, а количество разводов – расти. Известно, что это привело к колоссальной детской беспризорности.

В соответствующем духе формировалась система образования и воспитания. Искажались такие предметы, как история, литература, русский язык, то есть те, где церковная проблематика играет первостепенную роль. Эти же предметы несут в себе и наибольший нравственный заряд.

Начавшееся в советское время разложение семьи усугубилось в перестроечный период. В 1994 году в России на 100 тысяч населения было 740 браков и 460 разводов. В 1998 году это отношение составляло 580 к 340. Таковы плоды духовно-нравственных основ атеизма.

Последнее время в систему образования проникает язычество как альтернатива Православию. Это проявляется в попытках внедрения валеологии, различных ноосфер-ных и других технологий с ярко выраженным оккультным уклоном. Все это делается в расчете на безграмотность нашего населения в религиозных вопросах.

Нужно отметить, что многочисленные секты буквально штурмуют школы. Сектантам вообще чужда какая-либо целостность в подходах к образованию. Они пытаются навязать нам некие обтекаемые «общечеловеческие ценности», которые перечеркивают нашу собственную культуру.

Знакомство детей с традиционными православными духовно-нравственными ценностями происходит в системе образования очень медленно, хотя около 80 процентов родителей нашей страны считают себя православными и хотят, чтобы их дети получали в школах знания об основах веры своего народа.

Однако русская школа в настоящее время лишена официальной возможности приобщения к естественной для нее православной духовно-нравственной традиции, без которой невозможно реальное воспитание и целостное образование.

Традиции русской школы заключаются также в предметности знаний, в методической обоснованности и разработанности педагогических техник и технологий, в умении учитывать возрастные особенности и психолого-педагогические характеристики обучающихся. Судя по всему, в современной школе происходит плавное уничтожение самого принципа предметности путем сокращения количества предметов, а также содержания образовательных программ или их существенная переориентация. Образование вдруг повернулось к медицинским проблемам. Школу ни с того, ни с сего обвинили виновной во всех бедах человечества, и в особенности в ухудшающемся здоровье нации. Перед ней, похоже, поставили задачу, заведомо не выполнимую, – научить здоровью детей при плохом питании, врожденных патологиях и отсутствии нравственных норм поведения. Не грозит ли ей вообще ликвидация в случае невыполнения этой программы?

По крайней мере, все эти, по выражению классика, «благоглупости» явно уводят в сторону от действительно важных и необходимых преобразований школы. Необходимых, в том числе, и для здоровья детей. Утрата духовной компоненты в жизни общества приводит к тому, что теряются нравственные ориентиры, теряется смысл жизни. Не стоит забывать, что нарушение заповеди о почитании родителей грозит последствиями потери благ в жизни и ранней смертью, что фактически мы и наблюдаем в настоящее время. Отсюда корни и последующих трагедий: ранние и беспорядочные половые связи, то есть блуд и прелюбодеяние, а затем убийство зачатых детей. Далее разрушение семьи, потеря ценности жизни, возрастание духовной немощи, при которой любые бытовые неурядицы воспринимаются как катастрофа всемирного масштаба, поиск иллюзорного счастья в блуде, водке или наркотиках.

Греховная жизнь родителей отражается на потомстве, которое от утробы рождается слабым, с задатками психической и физической патологии. В этом состоят истинные причины болезней и проблемы детей, в частности то, что более 50 процентов российских школьников не осваивают половину содержания учебного материала по физике, химии и биологии, а 40 процентам поступившим в вузы запрещены занятия физкультурой.

Виновата ли система образования в данной ситуации? Ответ не может быть однозначным. В том, что эта система вместе со всем обществом потеряла духовно-нравственные ориентиры, очевидно. Вместо того чтобы вернуть эти ориентиры, школе предлагается некий набор организационно-технических решений, которые, возможно, нужны и полезны, но без должного внимания к духовным основам жизни не могут дать положительного эффекта.

Таким образом, мы втягиваемся в порочный круг: нарушения в духовной сфере отражаются на психическом и физическом здоровье детей. Для улучшения их здоровья предпринимаются реформы, которые нередко приносят новый вред. Например, под предлогом борьбы с негативными явлениями – растущей наркоманией, преступностью и прочей порочностью – вводятся антипедагогические техники и технологии, обучение «методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных возможностей организма». Все это из области небезопасного для здоровья оккультизма.

На всех перекрестках нам твердят о перегруженности детей в школе. Не станем отрицать, что это плохо. Но посмотрим, какие же предметы перегрузили наших детей. В школах уменьшены часы на русский язык и литературу, физику и химию, то есть именно на фундаментальные дисциплины. Зато появилось большое количество новых дисциплин-однодневок.

Одной из приоритетных задач русской и советской школы являлась задача научить ребенка думать, то есть развитие его познавательной активности и привитие навыков логического мышления. Количество подаваемого материала, методика его усвоения, с учетом возрастных особенностей ребенка, всегда были точно выверены. Несмотря на незавершенность этой работы и отдельные ее недостатки, в образовании сложилась система информационно-педагогической безопасности. Медицинский принцип «не навреди» в педагогике действовал достаточно определенно. И это позволило создать учебные программы высокого качества.

Сейчас предлагаются новые программы обучения, рассчитанные на слабых учащихся: разгрузить начальную школу, изменить содержание и структуру среднего звена. При этом, например, не подвергается изменению уже явно отживший взгляд на происхождение человека якобы от обезьяны. А для чего со второго класса детей пытаются обучать иностранному языку? Ребенок с несформированным еще сознанием сразу же попадает в чужую языковую среду, что мешает ему правильно воспринимать русскую культуру. Ни для кого не секрет, что раннее приобщение детей к английскому языку облегчает усвоение западных образцов жизни. Можно, конечно, сослаться на пример русского образованного общества XVIII-XIX столетий. Можно привести и прекрасную фразу из стихов С. Михалкова «Должен каждый ученик изучать чужой язык». Но весь вопрос в приоритетах: что для наших детей, для нашего народа, государства главное, а что второстепенное. Должны ли для детей оставаться родными русский язык и литература, или более близкими станут западные мерила жизни и ценности, зафиксированные в соответствующих оборотах английской (упрощенно американизированной) речи.

Конечно же, школа должна готовить человека к реальной жизни, а не к витанию в облаках. Перед школой, как и перед обществом, стоят два пути: возвращение в русло нашей национальной, государственной традиции с приоритетом духовно-нравственных начал, а значит, возвращение русской школе статуса сильнейшей среди образовательных учреждений мира, из которой выходили великие ученые, строители, писатели, военачальники, герои; или же сползание на задворки постриженной на западный манер системы подготовки средних унифицированных личностей, плывущих по течению, личностей без представления о смысле жизни, о высоком назначении человека.

Судя по отдельным официальным реформам и преобразованиям сегодняшней жизни, кажется, что мы обречены на второй путь. Но внимательному взору видится и другая картина – разворачивающаяся в столице и регионах России инициатива педагогов, обращающихся к традиционным началам в воспитании и обучении, духовным истокам, освоению традиционного духовно-нравственного наследия и соединению его с современными формами обучения.

Русская школа всегда помогала человеку помнить о его высоком предназначении, высоком призвании. Продуманная философия образования способствовала духовному обогащению личности, способствовала тому, что наши дети уже при изучении конкретных предметов находили если не ответы, то хотя бы наиболее верный, пoнятый их отцами, дедами и прадедами путь к познанию главного для каждого человека, каждого общества, каждого государства вопроса – в чем смысл бытия? Несомненно, мы должны держаться основополагающего принципа нашего традиционного образования – союза науки и религии. Мы должны беречь и приумножать традиции отечественной педагогики, ибо они всегда были направлены на воспитание полноценных, великих духом граждан, осознающих смысл жизни и поступающих сообразно правильному мировоззрению.

Об авторе: иеромонах Ефрем (Просянок), благочинный, директор библиотеки Хабаровской духовной семинарии


Общество