Самый Восточный Вопросы Должны ли священнослужители преподавать ОПК?

Должны ли священнослужители преподавать ОПК?

Глава Приамурской митрополии. Управляющий Хабаровской епархией.

Мой вопрос касается преподавания курса ОРКСЭ в школе. Хочу сразу пояснить: я за введение в школе этого курса. Но вот на днях мне попалась статья в прессе, где автор пишет, что вопросами религии должны заниматься служители церкви, которые глубоко и подробно знают эту тему, тем более что школьный учитель может быть далек от религии вообще. Автор задается вопросом: зачем вводить курс ОРКСЭ в светской школе, если есть воскресные школы, которые как раз этим и занимаются на должном уровне. Как Вы прокомментируете это мнение? То есть: почему надо вводить курс ОРКСЭ в школе, когда есть воскресные школы? И справятся ли не слишком воцерковленные учителя с поставленной задачей?

Мануйлович Ольга

Должны ли священнослужители преподавать ОПК?

Священнослужители, действительно, должны заниматься вопросами религии и, конечно, ответами на них. Они, действительно, глубоко и подробно знают эту сферу бытия мира и человека. Но, для того, чтобы преподавать в школе, этого недостаточно – необходимо владеть методикой преподавания, иметь достаточно большой опыт, знать возрастную психологию школьников… и многое-многое другое.

Священников такого педагогического уровня я встречал не столь часто: методику преподавания и основы психологии в наших, церковных учебных заведениях только начинают вводить. А без этого их уроки рискуют оказаться скучными, будут в тягость детям. Вспомним хорошее правило: не навреди. Приглашать подготовленных священников полезно и нужно, а вот всех пока рановато.

Почему надо вводить курс ОРКСЭ в школе, когда есть воскресные школы?

В России сейчас существует несколько тысяч воскресных школ; десятки тысяч детей и взрослых постигают в них основы веры. Но именно веры, живого, реального общения с Богом. Воскресные школы рассчитаны на то, чтобы помочь желающим воцерковиться, т.е. войти в Церковь.
Цель школьного курса ОПК в другом: дать ребенку необходимые знания, сформировать верные представления о Православии. Тогда перед ним раскроется во всей глубине мир русской истории и культуры. Храмы, иконы, творения русских писателей, художников, композиторов таят в себе бесконечный потенциал духовно-нравственного развития, воспитания в человеке добра, любви, сочувствия. Всего того, что мы называем человечностью.

На этом же зиждется любовь к отцу и матери, родному городу, Родине. Есть у Канта такие слова: «Чтобы любить, надо знать». Они не всегда справедливы, но в данном случае верны несомненно.
А станет ли ребенок верующим после этого курса – дело выбора его и его родителей.

Что же касается невоцерковленных учителей, не следует этого бояться. Я уже говорил о том, что учитель должен любить детей, Отечество, его историю и культуру. А, если это так, он не может не заинтересоваться Православием, ибо Православие - стержень русской культуры, да и вообще всего нашего бытия.
Кроме того, как правило, учитель учится вместе с детьми и в постижении основ своей родной культурной традиции идет на шаг или на два впереди них. Автор учебника по ОПК предполагал заранее такую ситуацию и разработал содержание учебника в соответствии с разным уровнем педагогической подготовки.

Учитель же, который противится идеям ОПК, просто сам не станет его преподавать.

07.06.2012

Основы Православной культуры



3609 просмотров.

Оставить свой комментарий