Хабаровск православный Журнал Значение Символа веры в Православии

Значение Символа веры в Православии

Иеромонах Ефрем (Просянок)

28.05.2009

В это воскресенье Святая Церковь празднует память святых отцов Первого Вселенского Собора. Во время поста и в период празднования Пасхи мы соприкасались с различными тайнами, связанными с Личностью Богочеловека Христа, Который принял человеческую плоть и ради каждого из нас пролил свою кровь на Кресте, а затем воскрес, чтобы мы получили залог собственного воскресения. А сегодня мы вспоминаем тех святых людей, которые потрудились облечь в словесные формулировки догматы веры с тем, чтобы на века утвердить непреложные истины. Благодаря им появился у нас Символ веры – в кратких и точных словах изложение нашего вероучения.

I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение.

Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий. Ария поддерживал епископ Никомидийский (Палестина) Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства, взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей. На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец и др. Ложное учение Ария было блистательно опровергнуто архидиаконом Афанасием, который, являясь помощником Александрийского епископа Александра, сменил со временем своего учителя на этой очень влиятельной в христианском мире кафедре. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, установлены были и многие другие правила церковной жизни.

Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» – краткими текстами – для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй - остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни.

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного…» - это первые слова Символа веры, который мы исповедуем. Много исповеданий веры было на земле задолго до Христа, много являлось и после него. Но как метко заметил один православный богослов, отвечая на вопрос в чем отличие истинной религии от прочих: основатели разных религиозных течений предлагали своим последователям свое учение, Христос же – истинный Бог и Человек – предложил Самого Себя. Текст Символа нашей веры в целом означает, что Бог предлагает нам все, что есть у Него, всего Себя. В Нем господство смиренной любви – то, что столь трудно дается духу человека. И никто не остается нейтральным по отношению к нему. Все стоят перед выбором: либо отвергнуть Его как Бога, либо открыться Его свету. Либо вознести Его на Крест, как мешающего греховной жизни, либо уверовать в него и испросить помощи для своего исправления.

Все беды, какие есть в мире, разделение между плотью и духом, разумом и волей, происходят по одной причине – из-за того, что люди не признают Христа как Бога. Христос пришел на землю, Бог стал человеком для того, чтобы каждого человека, который принимает Его как Бога, спасти той силой, которая была явлена Крестом Христа в Его Воскресении. Именно об этом говорят нам догматы веры.

Но одновременно они напоминают нам и о том, что исповедание веры может быть для нас мертвым, напрасным, если мы не живем по вере, если мы не стараемся поступать по заповедям Бога. И сама жизнь христианская есть ни что иное, как подражание Христу на каждом шагу своей жизни. В чем это должно проявляться? Всегда делать выбор в пользу добра, когда мы оказываемся перед выбором между добром и злом, между тьмой и светом.

Вера дает человеку радость. Сам Господь молится Богу Отцу за нас, чтобы мы имели радость. В этой молитве Он говорит: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17, 13).

В самом деле, разве это не радость: мы не одни, но с нами  Бог; мы смертны по телу, но бессмертны душой, наше смертное тело подлежит воскресению, и мы должны  встретить Господа. Будем же носить эту радость в сердцах  наших, делиться этой радостью с другими, любить ближних  своих и прославлять Бога, как это делали святые люди.

Почитание святых в Православной Церкви идет с самых первых времен ее существования. И это не случайно. Святые были такими же как и мы простыми смертными людьми, но они от прочих отличались стремлением к познанию Бога и Его прославления всей своей жизнью. И опыт таковых людей на века зафиксирован в Священном Предании нашей Церкви.

Послушаем что говорят нам современники Первого Вселенского Собора, который мы вспоминаем в нынешнее воскресенье.

Свт. Василий Великий: «Ищущий познания о Боге должен будет стать вне удовольствий, богатства, славы, житейских забот, и, приведя в себе в бездействие страсти, воспринимать познание о Боге».

Свт. Иоанн Златоуст: «Добрая жизнь располагает к познанию Бога, а Богопознание служит охранением жизни. Нечистая жизнь препятствует познанию высоких истин, не позволяя разуму проявлять свою мыслительность»…

Будем же помнить о том, что содержание православного вероучения прошло испытание временем и истины, облеченные в словесные формулировки, непреложны. А если что-то не поддается уразумению, то не беда – ищущий ответ всегда найдет его в сокровищнице Православного вероучения. Нужно лишь немного потрудиться для приобщения к нему.

Всего Вам самого наилучшего и да исполнит Милосердный Господь все ваши благие желания!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 30 мая 2009г.


Церковь, Богословие