Хабаровск православный Журнал Триумфальная премьера оратории«Страсти по Матфею»: молитва, выраженная в звуках

Триумфальная премьера оратории«Страсти по Матфею»: молитва, выраженная в звуках

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

02.04.2012

1 апреля 2012 года в Хабаровском Краевом музыкальном театре была исполнена оратория митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею». Тепло зал встретил новое по форме и глубоко традиционное по содержанию произведение для чтеца, солистов, хора и оркестра. Зрители слушали, затаив дыхание, и с последней композицией «Смерть Твою, Господи, возвещаем» зал взорвался овациями. Интерес зрителей привлекла нетрадиционная для православия форма сочинения - оратория, которой автор придал характер православной литургической музыки, но с использованием струнного оркестра.

Как пишет митрополит Иларион: «Основная идея «Страстей по Матфею» заключается в том, чтобы перенести атмосферу православного богослужения Страстной седмицы на сцену концертного зала. В основу произведения положено повествование из Евангелия по Матфею, посвященное страданиям и смерти Иисуса Христа. Фрагменты Евангелия чередуются с музыкальными номерами – речитативами, хорами, и ариями».

Масштабное музыкальное произведение подготовил к исполнению художественный руководитель Дальневосточного академического симфонического оркестра, главный дирижер Илья Дербилов. Произведение исполнили Сводный хор Хабаровской епархии под руководством хормейстера А.Зайцевой и Дальневосточный симфонический оркестр. Солисты из Москвы: Валентина Гофер, Иван Беседин, Анастасия Белукова, Василий Гурылев стали настоящим украшением произведения.

С первых аккордов зритель погружается в атмосферу тайны. Драматизм трагических событий достигает кульминации в «Сошествии во ад» и разрешается заключительными светлыми мелодиями, напоминающими о неминуемом после погребения Воскресении.

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, посетивший концерт, назвал ораторию молитвой, переложенной на иной язык, помогающей созерцать Господа в душе своей и слышать Его в сердце своем.

Современники пишут об оратории, как о живой проповеди Слова Божьего, возможности донести в доступной классической форме историю нашего спасения:

«Впервые в истории музыкальной традиции произведение такого масштаба написано на канонический текст Евангелия от Матфея и богослужебные тексты Православной Церкви. Оратория наполнена интонациями русского церковных песнопений, но также впитала в себя стилистику и приемы европейской барочной музыки. «Страдания» потрясают не описанием физических мук, а внутренним состоянием, душевным напряжением, духовным смыслом».

«С полной ясностью понимаешь, что это не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, нет, в первую очередь, это — молитва, выраженная в звуках. Поэтому творчество епископа Илариона невозможно отнести лишь к категории композиторской: скорее, это духовное делание, обращение к Господу, проповедь Слова Божьего».

«Музыка, написанная митрополитом Иларионом, осталась прежней – не отпускающей, тревожащей, звучащей долго после слушания в самом сердце… Вечное Слово гармонично переплетается с музыкальной тканью произведения, заставляя слушателя полнее и ярче представить себе то, что было в Иерусалиме и окрестностях более двух тысяч лет назад: Тайную вечерю, суд над Спасителем, Его Распятие, Погребение и – Воскресение. Представить Жизнь, Которая – избавление от смерти, радость и ликование, огромная надежда и счастье…».


Смотрите фоторепортаж


Культура, Хабаровская епархия



матушка пишет 08.04.2013
На «Страсти по Матфею» Я в прелести… Прости, прости меня, Господь… Пришел соблазн, и я не устояла. В слезах раскаянья стояние Страстям На блеск театра ныне променяла. Язычникам в тиши вещает скрипка скорбь, Вторит ей хор, Евангелист читает... А я с Петром бегу, отрекшись от Христа, В кулак Креста знаменье зажимая… Святые Тайны – Дар воскресный мне - горят, горят огнем, грехи изобличая. Рыдай, душа моя, предательство свое Искусством музыкантов прикрывая. Что я сижу? Господь уже распят… Распят!.. Девятый час… «Или» - Сын возглашает… - «Или…ламма савахфани?…» Оркестр затих… Молчит и хор. Так смерти пало жало… «Воистину, Сын Божий» с нами ныне был! - Мы сотнику вторим и Богу верим. Кто этого не знал, узнал: Сын Распят был… Воскрес… Вознесся… Тот же Он во веки! Мне думалось, что вечный враг прельстил меня, Причастницу увлек в театр, лукавя, Рукоплескать оркестру с хором побудил, Про «Страсти…» на мгновенье забывая. Но нет! Средь нас отцы, христов народ сидит, Митрополит премьеру проживает… Невольно взгляд упал на крест: « Он распят был!» И я Его грехами распинаю… Алфеевский талант нас ныне разбудил. Сердца для Слова властно открывая. С Креста Господь, простив, за нас Отца просил, Любовью беззаконье покрывая… По лестнице иду, и не в театре я. Мой Ангел поднимается все выше… Как прежде,возгласы толпы «Распни!» слышны И льются слезы Матери неслышно… 01.04.2012
Ответить