Хабаровск православный Журнал Святитель Иоанн: жизнь, подвиги и труды

Святитель Иоанн: жизнь, подвиги и труды

11.04.2007

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский – один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом – родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Будущий святитель получил прекрасное разностороннее образование и рано обнаружил склонность к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Он был наставлен в вере и (в 367 г.) крещен епископом Антиохийским Мелетием (память 12 февраля), который спустя три года поставил Иоанна во чтеца. После смерти матери он принял иночество, которое называл «истинной философией».

Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры, чего он пытался избегнуть. В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. В последующие четыре года жизни (два из которых он провел в полном безмолвии) он, подвизаясь в пустыне, написал «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».

В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике—науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на: праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395–408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием, У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей.

Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (†ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

В 438 году состоялось торжественное перенесение мощей святого из Коман в Константинополь. При открытии раки с мощами оказалось, что тело святителя сохранилось нетленным. Царь Феодосий II просил перед усопшим святителем прощения за свою мать Евдоксию, положив на серебряную раку покаянное письмо. Когда гроб с телом святого поставили на архиепископский престол в храме Святых апостолов, произошло чудо – все увидели, как святитель отверз уста и сказал «Мир всем!».

Такова была судьба одного из величайших подвижников христианства, «самого знаменитого отца Церкви», как выразился о нем протопресвитер Иоанн Мейендорф. Но для русского верующего сердца это еще и один из самых родных святых, несмотря на то, что от образования Российского государства и русского народа его отделяют сотни лет. Его жизнь, его труды, его богословие оказало на души и умы русских государей, иерархов, подвижников благочестия и простого народа просто потрясающее влияние. Его жизнь была эталоном для многих поколений не только монашествующих, но даже и для юродивых и именитых благотворителей – святитель жил фактически в нищете, все свое имущество и средства, получаемые им как архиепископом столицы, раздавая бедным и нуждающимся в деньгах. Русские митрополиты и Патриархи видели в нем не только образец пастырской деятельности, но и иерарха, сформировавшего самую оптимальную модель взаимоотношений между первоиерархом и государем, между Патриархом и царем. Обычай печалования за опальных на Руси появился именно под влиянием жития святителя Иоанна, который не раз заступался за обидимых перед императором и не страшился выступить с обличениями коронованных особ, если те поступали не как благоверные христианские государи. Иерархи у Златоуста учились тому, как необходимо вести священство и паству ко Христу, выкорчевывая пороки из клира и мирян и проповедуя об этом не столько устным словом, которым святитель владел непревзойденно, но и жизненным примером. Аскеты находили в нем пример высочайшего воздержания, проповедники черпали в его огненных «Словах» темы и мысли для своих проповедей как из бездонного колодца «воды живы». И для всех христиан этот человек стал учителем не только веры и благочестия, но и вообще – христианскому отношению к жизни, самоотречению, жертвенности.

Непреходящее значение богословие святителя Иоанна Златоуста оказало и на русских книжников – богословов, философов, публицистов. Его творения пользовались на Руси наибольшей популярностью в интеллектуальной среде Киевской и Московской Руси. Его учение о человеке, о грехе, о смысле и цели христианской жизни, которое святитель воплощал в жизнь личным примером, именно из-за этого было воспринято древнерусскими богословами как руководство к богословствованию и христианскому поведению. Одним из ярких примеров этого восприятия стала деятельность знаменитого публициста Древней Руси, одного из идеологов национального возрождения Руси архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия. Во время Смуты влияние святителя Иоанна сказалось на призывах Дионисия к жертвенности за православное Отечество и Церковь и к христианскому покаянию в масштабах всей страны. Но и после окончания Смуты, удалившись в Лавру, сосредоточившись на переводческой деятельности и написании собственных сочинений, архимандрит Дионисий, призывавший бороться с падением нравов, стяжательством, другими пороками действительности, выражал идеи святого Златоуста. Русскому книжнику был близок идеал человека, характерный для богословия святителя, а также – вслед за своим учителем – архимандрит Дионисий мечтал о создании подлинно христианского общества. По роду своей деятельности он, как и преподобный Максим Грек, был публицистом, которого более всего волновали насущные проблемы общества. О нем можно в полной мере сказать, что он, как и святитель Иоанн Златоуст, «был свидетелем веры», в чем и видел смысл своей жизни и деятельности. В своих произведениях Дионисий говорит, что истины веры необходимо рассматривать как истины жизни, а современники постоянно забывают это, разделяя то, что для Бога и то, что для мира. В этих рассуждениях Дионисий, как Иоанн Златоуст, был более всего близок к «Посланиям» апостола Павла, их актуальность он постоянно подчеркивал. В основе веры и жизни должна быть любовь к человеку (к самому себе и окружающим). Такая любовь, которая укажет истинный путь спасения через уподобление образу и жертвенности Христа. Сердца же современников, как писал Дионисий, либо спят, либо мятутся, что не дает им приблизиться к христианскому идеалу любви. Для Дионисия, как и Златоуста, характерен определенный индивидуализм, он пытается обращаться к отдельному человеку, так как общество объединяется в целое лишь в церкви, а за ее пределами человек остается наедине с самим собой. Дионисий учит на конкретных, известных примерах и частных случаях. Он воспринимал себя как пастыря души человека, а цель его не в том, чтобы покорить ораторским искусством, а задеть за живые струны души каждого, кто слушает его, найти индивидуальные мотивы для объяснения истин: милосердия, понимания, любви, успокоения души, усмирения гордости и тщеславия, которые разделяют людей. Дионисий неоднократно повторял, что через осознание Священного Писания, учения Отцов Церкви каждый не только придет к пониманию необходимости личного благочестия, но и через пример личного благочестия приведет окружающих его к подобному же. И таким образом, государство станет истинно христианским, воплотит истины веры в меру возможного на этой земле.

Благодаря влиянию святителя, на Руси появился новый тип христианского подвижничества, наряду с путем аскезы, мистики и личного самосовершенствования – подвиг служения другим людям, деятельный и разносторонний, проявлявшийся в благом наставлении других, улучшении и очищении жизни церкви, поднятии духа русского Православия, проповеди среди народа и его общее просвещение. Русские мыслители и иерархи активно использовали эту сторону учения святителя Иоанна Златоуста, чтобы уберечь Русь от смут и чтобы сильнее почувствовать свою ответственность за судьбы своей страны и христианства, которые были для них нераздельными.

И поэтому мы благодарны Всеблагому Богу нашему, который даровал нам столь великое утешение – принимать и хранить у себя мощи человека, который для нас является, несмотря на века, близким и родным, а его жизненный пример и учение всегда будет руководствовать будущих пастырей к истинно христианской жизни и стойкости в вере днесь Воскресшего Спасителя, которому «подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков». Аминь.

Литература:

  1. Житие святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. – Библиотека святоотеческой литературы.
  2. Ионайтис О.Б. Традиции Иоанна Златоуста в философии Московской Руси. – София: рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – Вып. 4. – 2002.
  3. Скворцов Д. Дионисий Зобниновский. Тверь, 1891.

Церковь, История