Хабаровск православный Журнал Русская Православная Церковь в Дальневосточном регионе

Русская Православная Церковь в Дальневосточном регионе

Епископ Егорьевский Марк

15.11.2006

Дальний Восток – это особый регион, притягивающий внимание экономистов, политиков и людей, занимающихся глобальными процессами. Это регион, для которого в последнее время характерен резкий экономический подъем, темпы которого значительно выше темпов духовного и культурного роста. Замечено, что этот экономический рост зачастую связан с неким отказом от духовных и культурных ценностей. Эти процессы можно проследить на примере нескольких государств этого региона.

Рассматривая же российский Дальний Восток, можно отметить, что этот регион имеет ряд особенностей, связанных с развитием Православия, прежде всего – оторванность от остальной территории России, что накладывает отпечаток на ее политическое, культурное и религиозное развитие. Для Китая же, Кореи, Японии и Монголии характерна следующая особенность – это отсутствие в качестве культурной традиции Христианства. В настоящий момент число христиан всех конфессий в этих странах не превышает в этих странах 5-9 процентов от общего числа населения.

Когда говорят о взаимодействии государств, обычно говорят о развитии политического, экономического и культурного диалога между ними. Но взаимодействия только по этих направлениям недостаточно, потому что связи, возникающие в результате экономического, политического или культурного диалога, недолговечны. Для того, чтобы обеспечить более глубокую, сильную и прочную связь между странами и народами, необходимо нечто более глубокое. И именно религиозно-культурный диалог позволяет создать более прочные и сильные связи между народами и культурно-религиозными традициями.

В этом регионе, в котором представлены различные религиозные традиции –христианство, буддизм, ислам и такие национальные духовные традиции, как даосизм, конфуцианство, – нужда в таком диалоге давно назрела, и он уже ведется. Говоря о таком диалоге, прежде всего необходимо рассмотреть историю русской миссии в Китае, Корее, Монголии, Японии. Одним из важнейших субъектов этого диалога является Китай, на территории которого Православие присутствует уже много лет. Оно появилось там еще в начале XVIII в. В 1713 г. уже была образована Русская духовная миссия в Пекине для окормления русских пленников из крепости Албазин, среди которых был и священник. С тех пор в Китае стали проводиться православные богослужения, началась религиозная жизнь. В настоящее время Китай является доминирующей и культурообразующей страной региона и притягивает большое внимание представителей Русской Церкви, государственных властей России и представителей других стран.

Во время китайской «культурной революции» Православию в стране был нанесен тяжелый удар, причем не только со стороны китайских властей, но и со стороны представителей советского государства. Были разрушены и осквернены многие православные храмы; до сих пор в храме на территории Посольства Российской Федерации в КНР располагается гараж. Китайские власти в настоящий момент воспринимают это место как возможный в будущем музей. Русская Православная Церковь в настоящий момент прикладывает все усилия для возвращения храму его статуса.

В данный момент существуют два основных направления пастырской заботы священноначалия Русской Православной Церкви в Китае: духовное окормление наших соотечественников и оказание содействия гражданам КНР православного вероисповедания. Что касается первого направления, то исторически оно являлось доминирующим: первоначально семена Православия были посеяны там русскими священниками, которые занимались духовным окормлением наших соотечественников. И сейчас мы уделяем значительное внимание данному направлению, стараясь, чтобы граждане России и других православных стран, проживающие в Китае, могли спокойно вести богослужебную жизнь. Что же касается второго направления, то здесь сложилась следующая ситуация. Последние китайские священники умерли несколько лет назад, и сейчас в Китае до сих пор нет ни одного православного священника-китайца, хотя храмы на территории страны есть, и часть из них отреставрирована при прямой поддержке китайских властей. В ходе нескольких встреч с сотрудниками китайского Управления по делам религий представители Русской Православной Церкви ставили вопросы о возможности содействия нашим православным братьям в Китае. Наши партнеры ответили, что для них это совершенно новые вопросы, которые необходимо подвергнуть серьезному изучению.

В настоящий момент в наших отношениях происходят серьезные сдвиги в сторону понимания. В России недавно с визитом побывали две серьезные делегации. Первая из них прибыла в мае этого года, во главе с заместителем главы Государственного Управления по делам религий, и приняла участие в совещании экспертов в преддверии Всемирного саммита религиозных лидеров, который проходил в Москве в июле. Затем, в июле месяце Москву посетил руководитель Государственного Управления по делам религий тов. Е Сяо Вэнь. В ходе визита состоялась встреча Е Сяо Вэнь со Святейшим Патриархом Алексием, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и первым вице-премьером Правительства РФ Д.А. Медведевым. В ходе данных переговоров был достигнут определенный положительный результат, хотя неразрешенным остался довольно большой круг проблем. К примеру, в Китае до сих пор нет ни одного священника-китайца, хотя в Московских духовных школах учатся (и даже закончило их) несколько студентов из Китая. Но, поскольку они приехали для изучения богословия в духовных школах без официальной рекомендации китайских властей, то китайцы не приветствуют их рукоположение. Безусловно, Русская Православная Церковь не претендует на духовное окормление китайских граждан, поскольку, согласно китайскому законодательству, священники, окормляющие граждан Китая, сами должны ими являться. Кроме того, существует одна любопытная особенность: китайского кандидата в священники должен рукополагать китайский епископ. А в данный момент мы не имеем ни тех, ни других. В данный же момент остается надеяться и ждать, что усилия, предпринимаемые для оказания братской помощи гражданам КНР, увенчаются успехом.

Китайские представители в частности жаловались на серьезный ущерб, причиняемый стране деятельностью различных сект (в том числе секты «Фалунь-гунь»), оказывающих деструктивное влияние на жизнь китайского общества. И справиться с развитием этих деструктивных процессов, которые до сих пор происходят в Китае, сможет лишь развитие нормальной, здоровой религиозности и, в частности, возвращение Китайской Церкви того места, которое она имела до «культурной революции».

В рамках культурных мероприятий, проходящих в ходе празднования года России в Китае, в которых в той или иной степени представлена наша духовная традиция, произошло немаловажное в данном контексте событие. На открытии года России в Китае Пекин посетил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в составе высокой делегации. И в договоре, который был подписан руководителями России и Китая, кроме налаживания экономических, культурных и других связей предполагается и сотрудничество между традиционными религиями наших стран. Положения об этом взаимодействии является частью межправительственного договора между Россией и Китаем. Это позволяет нам надеяться на серьезные сдвиги в наших отношениях.

В последние годы становится заметным развитие Православия в Корее. В Корее в 1900 г. при содействии российских дипломатов, Русской Церковью была учреждена Духовная Миссия. После Второй Мировой войны под давлением американцев Миссия была выдворена Правительством Кореи. Но дело проповеди в стране подхватили наши братья – православные греки. Сейчас там осуществляют свое служение православный епископ, митрополит Сотирий и около шести священников. Существует информация о двух тысячах верующих, но реально прихожан в храмах не так много. Не так давно мы направили в помощь митрополиту Сотирию нашего священника, игумена Феофана Кима для окормления наших соотечественников, и отец Феофан в настоящее время регулярно совершает богослужения. Но получилось так, что после того, как миссия нашей Церкви не смогла продолжать свое служение на южной части Корейского полуострова, открылись новые возможности для проповеди слова Божия в северной его части. В ходе визита руководителя КНДР тов. Ким Чен Ира в г. Хабаровск, после посещения храма свт. Иннокентия Иркутского у него возникло желание построить храм у себя. Затем Москву посетила делегация корейских специалистов, архитекторов, художников. Им были показаны разные православные храмы и монастыри Москвы, иконы, внутреннее убранство храмов. Они подготовили проект, и после согласования с нами было начато строительство храма, которое шло за счет правительства КНДР. Русская Православная Церковь передала в дар этому храму иконостас, колокола, утварь, облачения. Параллельно, из Кореи в Московскую Духовную Академию были направлены четыре студента-выпускника корейских университетов, знающие русский язык. В течение двух лет они обучались по специальной программе, которая была составлена по благословению архиепископа Верейского Евгения. Через некоторое время по благословению Святейшего Патриарха Алексия они были мною крещены, а двое из них затем были рукоположены мной в сан диакона. Они проходили стажировку во Владивостоке, а их рукоположение было совмещено с освящением храма, которое произошло 13 августа 2006 г. Это событие проходило на очень высоком уровне. В ходе посещения православного, католического и протестантского храма делегация убедилась, что православный храм является самым красивым из них. И когда митрополит Кирилл в беседе с руководителем Совета верующих КНДР заметил, что православный храм в Пхеньяне выглядит не хуже католического, его собеседник ответил, что православный храм является самым красивым, поскольку католический храм был построен по инициативе верующих, а православный храм был построен по личной инициативе товарища Ким Чен Ира. И действительно, храм получился уютным, большим, просторный; он оборудован кондиционерами и иной необходимой техникой, территория рядом с храмом огорожена. По общему мнению, лучшего храма в Северной Корее просто нет. На освящение храма приехала большая делегация из Владивостока, присутствовали представители посольств России, Украины, Румынии, Польши, Болгарии. Получается, что семена Православия появились там, где мы менее всего этого ожидали.

Если говорить о развитии православной миссии в Японии, то стоит отметить, что эта страна явила миру один из самых благоприятных примеров развития Православия в регионе. Церковь в Японии была создана с помощью Божьей фактически одним человеком, который и не думал о миссии, который и не думал о развитии Православия в этой стране. Теперь это динамично развивающаяся Церковь, которая по масштабам хоть и не такая большая, но зато она на протяжении многих лет поддерживает регулярную богослужебную жизнь и имеет достаточно много храмов. Новый импульс развитию Церкви был придан рукоположением двух священников в сан епископа. Одним из них является епископ Сендайский Серафим, участник данной конференции, рукоположенный во епископы в 2000 г. сонмом иерархов Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием.

В нескольких словах ситуация в Монголии следующая. В этой стране в 1996 году был вновь открыт наш приход, хотя до этого на территории Монголии и существовали православные храмы. Сейчас там совершает свое служение священник Алексей Трубач. Им было многое сделано в течение последнего года его служения. Храм содержится в порядке, неукоснительно совершается уставное богослужение, храм пользуется большой любовью прихожан, которыми, как правило, являются выходцы из православных стран. Среди прихожан есть также представители смешанных семей. В общем, православная миссия находит в Монголии живое участие и понимание.

В целом, если суммировать этот опыт, можно сказать, что основная задача Русской Православной Церкви в данном регионе – это пастырское попечение о соотечественниках. Мы всегда подчеркиваем, что не занимаемся прозелитизмом, в частности, переговорах с представителями Ватикана. Наша цель – не обращать специально кого-то в Православие, а оказание помощи нашим соотечественникам, совершение богослужения, молитвенное освящение тех мест, где присутствуют православные храмы. Вместе с тем, мы, безусловно, не можем не отвечать на определенные чаяния коренного населения. И безусловно, такое содействие оказывается нами в рамках законодательства этих стран. Это происходит постольку, поскольку долг России – делиться с окружающими ее странами не только нефтью, газом, лесом и другими полезными ископаемыми, но прежде всего делиться с ними своим главным сокровищем, сокровищем русской души – нашей верой, Православием, духовностью. Причем, говоря о странах этого региона, мы говорим о некоем новом синтезе. Ведь Православие это не просто некая отвлеченная духовность, голая спиритуальность. Говоря о Православии, мы подразумеваем православную культуру, православную цивилизацию, сложившуюся в странах Средиземноморья, связанную с греческой и римской философией. Поэтому перед нами стоит важнейшая задача – возрождение апостольского духа в деле христианской проповеди в несколько других формах, прежде всего в деле не только перевода богословских и философских понятий, но и в деле инкорпорирования их в языках и культурных традициях народов этих стран.

Нам всем нужно помнить, что мы живем не в вакууме, а в среде, где совершается активное взаимодействие с другими странами, народами, культурами, и православие может оказывать самое позитивное влияние на взаимоотношения между странами этого региона. И сейчас у ряда представителей этих стран можно встретить понимание в этом вопросе, и нам необходимо использовать появившиеся шансы для того, чтобы Православие внесло свой вклад в развитие партнерских взаимоотношений, основанных на равноправии между различными странами, между различными народами этого региона. В нынешний момент развитие этих отношений нуждается в определенном динамизме, и я смею надеяться, что данная конференция может придать этому необходимый импульс.

Общество