Хабаровск православный Журнал Война или любовь?

Война или любовь?

Юлия Шутова (Информационный отдел Хабаровской епархии). Фото: http://motivatos.ru

02.09.2012

Пусть память свято сохранит те имена, которые приблизили победу – своими жизнями, перечеркнув, "война"…

2 сентября, всего лишь очередная дата в череде цифр календаря. Но за маленькой цифрой стоит нечто большее, чем просто памятная дата: день окончания Второй мировой войны.


Война, что вмещают в себя эти 5 букв? Как можно говорить о смерти, боли, горе, когда то все это сконцентрировано  в коротеньком слове, когда все чувства, и вера в том числе, обнажены до предела. На войне атеистов не бывает…

Принято считать, что христианство – религия, противоречащая самому понятию войны, а, следовательно, и воину как таковому. Но часто мы слышим такое выражение – «воин Христов». Как в религии, основой которой является любовь, могло появиться это понятие? В широком смысле это каждый человек после крещения, ведь с этого дня начинается невидимая война внутри человека за спасение своей души. Внутри – это еще понятно, скажут многие: пост, молитва, самосовершенствование – ни тебе оружия, ни смертельных ран, ни кровопролитных сцен. Хотя человеку, вставшему на путь «внутренней брани» известно, что поражение в этой битве, ведущее к духовной смерти, намного страшнее гибели физической.  Но как быть, если «воин» - это профессия, вопрошают сомневающиеся? Тут уж, как говорится, оружием выступает не пост…  Высшая доблесть воина в самом высоком понимании этого слова – любить Родину, оставаясь христианином. Ведь именно христианство, основанное на любви к ближнему, явилось источником  лучших морально-боевых качеств воинов: «Чаю Воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь» – так заканчивается Символ Веры. Поэтому воин-христианин не боится погибнуть, он верит, что его душа бессмертна и пестует прежде всего ее, а не тленное тело.

Можно ли быть преданным своему Отечеству, оставаясь преданным Христу? На примере жития святого мученика Виктора, жившего во времена царствование императора Марка Аврелия Философа (161–180) в Дамаске (Сирия) и служившего в войске, которым командовал военачальник Севастиан, можно с уверенностью сказать, что да. Это было время жестоких гонений на христиан, когда преданность императору проверялась жертвоприношением богам Рима, а отказ грозил тяжкими пытками и смертной казнью.

По всем воинским частям был разослан приказ императора, повелевающий воинам принести жертвы идолам. Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и огласил приказ, но в ответ услышал отказ:

- Я не послушаю безбожного повеления смертного царя и не исполню его воли, ибо я раб бессмертного Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Которого бесконечно, и исполняющие волю Которого будут жить вечною жизнью, а вашего смертного царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую волю погибнут во веки.

На это воевода сказал Виктору:

- Ты воин нашего царя, исполни его повеление и принеси жертву.

- Нет, - ответил Виктор, - я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного; если же я и был временно воином под властью вашего царя, то я все-таки не переставал служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы. Делай со мной, что пожелаешь: мое тело в твоих руках, и ты имеешь над ним власть, над душою же моею имеет власть только один Бог мой.

Претерпев жесточайшие мучения, воин Виктор принял кончину, с молитвой самовольно подставив главу под острый меч палача. Воин, ослушавшийся приказа жестокого императора, но оставшийся верным и Отечеству и Христу.

Главнейшими истоками духовных и душевных сил нашего русского народа и его воинов-защитников всегда были, есть  и будут оставаться впредь  вера в Бога и любовь к Отечеству, освящаемая и одухотворяемая этой верой.

Так ли парадоксально теперь выглядит утверждение о вере и воинах? Православие всегда рассматривало воинское служение как служение Божиему делу на земле.  Кто имеет крепкую и твердую веру в Бога, тот всецело стремится к победе: во-первых, над своими страстями, во-вторых, над врагами Христа и своего Отечества. Православный христианин - значит, воин Христов, а кто имеет опыт победы над внутренними страстями, тот становится и внешне непобедимым.

 

 

 

 

 

 


Человек, Патриотизм