Хабаровск православный Журнал Проблема гносеологии в работе И.А. Невзорова «Вера и знание»

Проблема гносеологии в работе И.А. Невзорова «Вера и знание»

Тепляшин Андрей

13.06.2010

Невзоров Иван Андреевич - писатель. Окончил курс в Казанской духовной академии. Написал: "Мораль стоицизма и христианское нравоучение" (Казань, 1892; магистерская диссертация), "О самоубийстве" (ib., 1891), "Смысл и значение церковной анафемы" (ib., 1889), "Вера и знание" ("Вера и разум", 1901), "Нравственные условия религиозного знания" (ib., 1902), "Церковь и откровение" (ib., 1902) и др.

 

В этой статье И. Невзоров раскрывает проблему взаимоотношения веры и знания. Начинается все с тезиса об онтологической связи между верой и знанием. Человек во всяком своем знании является верующим и во всякой вере знающим. Он познает настолько, насколько верит, и верит настолько, насколько знает. Нет знания без веры и нет веры без знания. Чистое знание без веры – иллюзия. Кто в знании хочет обойтись без веры, то должен отказаться от знания и навсегда остаться скептиком. И кто в вере хочет отказаться от разума, тот должен перестать быть разумным. Знание без веры – сомнение и отчаяние, вера без знания – мечта, суеверие, бред.

 

В современной науке и в современном светском образованном обществе утвердилось мнение, будто где вера – там нет места знанию, и наоборот. Область веры – религия, а область знания – наука. Истинная религиозность присуща людям простым, чуждым науке и образованию, которые в религии руководствуются не разумом, а сердцем (оно верит слепо и безотчетно). Такие взгляды вредоносны для религиозно-нравственной жизни. Далее автор ставит вопрос, справедливо ли противопоставление веры и знания?

«Верою ходим, а не видением» (2 Кор 5,7). Вера проникает во все виды человеческого знания и служит основой жизни. Дети верят родителям, ученик учителю, и верой учатся мыслить, говорить и познавать. Вера господствует над всей жизнью, определяет все действия и взаимоотношения людей. Какое учение, какая наука не зиждутся на вере? Историк верит письменным памятникам и по ним делает суждения о прошлом. Естествоиспытатель верит в то, что сообщают ему его коллеги по науке, верит в их опыты, его собственным достижениям верят потомки. Что такое математическая точка, как не фикция, как не предположение, принимаемое на веру? Все математические построения сводятся к аксиомам, но почему эти аксиомы верны? Аксиомы принимаются нами на основании веры в логические законы мышления.
Начав с утверждения, о взаимосвязи веры и знания, автор переходит к доказательству того, что вера первичнее, и что она является основой всего. Психология, физиология и физика с бесспорной очевидностью доказывают, что все, что человек воспринимает, представляет, мыслит, имеет субъективный характер, т.е. существует только в сознании. Внешний мир – это видоизменение нашего собственного сознания и существует только в явлении, в ощущении, в идеях, и нельзя доказать, что эти идеи вполне соответствуют действительным предметам. Один и тот же предмет без сомнения воспринимается разными людьми по разному. Тем не менее, каждый человек убежден что предметы внешнего мира отражаются в его сознании со всеми своими признаками.

 

Таким образом, все в человеческом мышлении и знании покоится на вере, вере в нашу природу. Только люди поверхностные, дилетанты могут в самообольщении утверждать, что они все знают и ничего не принимают на веру. Свойство серьезных и глубоко мыслящих умов таково, что они по мере увеличения знаний, по мере расширения кругозора все сильнее сознают свое неведение и признают тайны, постигаемые только верой. Не даром, Сократ говорил, что знает, что ничего не знает.
Кто не хочет верить, тот ничего и не узнает. Вера – необходимое условие, исходный пункт всякого научного исследования. Приступая к исследованию, ученый заранее принимает искомое на веру. Вера намечает предмет, руководит мыслями, делает подбор фактов. Без веры было бы только бесцельное блуждание ума. Научные изыскания не новое, совершенно неизвестное открывают, а раньше известное подтверждают и разъясняют.

Абсолютное неверие существует только на словах. Отрицание христианских истин - это не полное неверие, потому что отрицание Бога соединено обычно с верой в самые невероятные заблуждения. Свойством неверия оказывается вера во все самое противоречивое, невероятное, невозможное. Часто неверие соединяется с суеверием.
Итак, если знание основывается на вере, то и религиозная вера всегда соединяется со знанием. Слепой, безотчетной, неразумной веры быть не может.

 

Отдельный вопрос о религии. Религиозное знание – непосредственное знание, и в силу своей непосредственности самое достоверное. Оно основывается не только на логических построениях ума, но на потребностях целостной разумно-нравственной природы человека. Если мы прислушаемся к себе, то почувствуем стремление куда-то вдаль, в область высшего бытия, в область, отличную от земного бытия, видимого, несовершенного. Дух стремится к истине, к познанию бытия видимого и невидимого. Но чем ближе человек подходит к истине, тем дальше она от него отодвигается. Но без ответа на высшие вопросы или стремления получить эти ответы жизнь человека превращается в «глупую и неразумную шутку». Если нет цели впереди – энергия оскудевает, силы ослабевают, жизнь представляется безнадежной, смерть – единственно желанный выход. И тут на помощь приходит религиозная вера. Только она отбрасывает сомнения прочь, дает свет, указывает выход из темного лабиринта житейских забот. Только в религии человек находит разрешение тайн бытия и жизни, получает объяснение непонятного и загадочного.

Религия начинает говорить там, где силы нашего разума оставляют нас и начинается вера. И эта вера – не просто мнение или смутная догадка, а живая сердечная уверенность. Таким образом, вера – высшее знание, своей достоверностью превосходящее обычное знание, получаемое через внешние чувства и опыт. Вера – состояние души, всеми своими силами обращенной к Богу, к бесконечному, сверхчувственному миру. Вера подобна телескопу – с помощью телескопа глаз может различить то, что сам по себе не может видеть; так и вера расширяет кругозор разума. Кто не хочет верить в Бога и Его откровение, тот не только не уменьшает количество загадок в природе, но увеличивает их. К примеру, неужели понятнее, когда происхождение мира объясняют случайным соединением атомов, чем когда говорят о том, что он сотворен Богом.

 

Попытки устранить из религии все таинственное и непостижимое, упростить ее содержание основаны на непонимании природы религии. Религия возводит человека в область высшего бытия, куда человеческий ум проникнуть бессилен, но куда человек стремится всем своим существом. Религия – область идеалов, а идеал по существу непостижим. Притягательная сила религии как раз и состоит в ее таинственности и бесконечности. Доступная пониманию человека, религия превратилась бы в мертвое безжизненное знание, не удовлетворяющее идеальным запросам духа.

Бог бесконечен и Его не могут постичь даже ангелы. Полное постижение Божества для человека закрыто как в настоящей, так и в будущей жизни. Блаженство будущей жизни будет не в обладании истиной, а в постоянном приближении к ней.

Чтобы сделать себя способным к усвоению откровения, нужно освободить разум от оков греха. Тайны откровения доступны лишь людям смиренным, освободившимся от иллюзии о своем человеческом достоинстве. Смирение – простота мысли, в ней способность чуять истину и отзываться на нее. В простоте – утверждение веры и питание любви, в простоте мысли зреет мудрость и созидается характер человека.

В конце статьи автор подводит краткие итоги. Он заключает, что мысль об антагонизме между верой и знанием навеяна неверием. Истинному христианскому сознанию она чужда. На языке новозаветного откровения слова «верить» и «знать», «вера» и «знание» часто употребляются безразлично, одно вместо другого, или встречаются рядом. Древние христианские учители церкви не знали противоположности между верой и знанием. Современные толки о противоположности от того, что действительная вера и воображаемое знание берутся как такие факты, которые существуют сами по себе, независимо от тех людей, жизнью и мыслью которых они создаются. Но не следует брать в одном человеке веру, а в другом – знание, и сравнивать их. Следует взять веру и знание одного и того же человека. Тогда между верой и знанием никаких противоречий не будет. Противоречие возникает тогда, когда вера в человеке не живая, не прочувствованная, а являющаяся внешним наследием, не вошедшим в сердце. Потому мнение о вражде между знанием и верой так активно муссируется, что вера для нас стала чем то внешним, ящиком с лекарствами, который мы открываем в опасные для здоровья минуты, а потом закрываем и ставим в кладовую. Но кто не имеет живой религиозной веры, тот, по сути, и не имеет права рассуждать о вере, выносить ей обвинительный приговор. Чтобы рассуждать о вере, нужно ее знать, а чтобы знать – нужно испытать, пережить. «Я знаю, в кого уверовал и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день».

Резюме:
- знание и вера не отделимы друг от друга
- вера первичнее знания
- вера является основой знания
- в высшие области знания (Божественную область) пропускает только вера
- истина – только в религиозном знании, только религиозное знание питает дух человека
- блаженство будущей жизни будет заключаться не в обладании истиной, а в постоянном приближении к ней
- если в человеке искренняя, живая вера, то между ней и знанием противоречия не будет


Церковь, Богословие