Хабаровск православный Журнал Храм в небоскребе. Православный Гонконг глазами хабаровского священника

Храм в небоскребе. Православный Гонконг глазами хабаровского священника

Беседовала Марина Шабалова

10.05.2012

Клирик нашей епархии иеромонах Никанор (Лепешев) во время командировки в Гонконг разделил пасхальную радость с прихожанами храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а так же посетил другие православные общины Китая. Мы побеседовали с отцом Никанором о целях поездки и перспективах православной миссии в Китае.

Ваши впечатления от Гонконга?

- Одна из первых мыслей, посетивших меня в Китае – это то, что нельзя о народе судить по с гастарбайтерам. Как - то мы привыкли пренебрежительно относиться  к приезжим китайцам, а на самом деле это великий народ с многотысячелетней историей. Единственное государство на всем земном шаре, которое непрерывно существует пять тысяч лет и остается само себе тождественно. И даже перенимая последние достижения европейской цивилизации, сохраняет при этом свою неповторимую культуру.

Все города Китая, где я побывал – огромные мегаполисы с гигантскими небоскребами и идеальными дорогами. Глядя на стоэтажные дома подумалось: а ведь в древности самыми высокими сооружениями были храмы, гробницы и царские дворцы. Бог (или боги), души умерших и цари (как сыны или помазанники божии) - всё это горнее, всё это вертикаль. В данном случае высота обозначала сакральность, была указанием на то, что все главные ценности человека - в Небесах, куда устремлялись крыши священных зданий. Сегодня самые высокие постройки на планете – это финансовые и торговые центры, офисы транснациональных компаний, самые роскошные гостиницы для миллионеров и т.п. Деньги, потребление, роскошь - вот что стало священно. Не только в Китае, по всему миру.

- Расскажите о цели вашей поездки в Гонконг?

- В Гонконге есть два Православных прихода: один греческий, другой русский. Настоятелем русского прихода является протоиерей Дионисий Поздняев, который там трудится уже девять лет. Так же, отец Дионисий окормляет православные общины в некоторых других городах Китая, например в Шэньчжэне и Гуанчжоу.

Общины растут, поэтому отец Дионисий попросил прислать ему в помощь священнослужителя из Хабаровской епархии для совместного служения в дни Страстной седмицы, на Пасху и на Светлой седмице.

- Какие сложились впечатления от православного прихода в Гонконге?

-Трудами отца Дионисия здесь создана настоящая община, духовная семья. В большие праздники собирается около 50-60 человек, в обычные воскресные дни поменьше. Прихожане самого разного национального состава: русские, румыны, сербы, грузины, болгары, так же есть англоязычные люди, принявшие Православие в Западной Европе или Америке. И китайцы, конечно, тоже есть.

Своих церковных участков земли и храмовых зданий у православных  в Гонконге пока нет. Земля дорогая, поэтому и русская, и греческая Церкви снимают офисы в небоскребах и оборудуют их под храмы. Что интересно, не сговариваясь, в разных концах Гонконга оба храма оказались на седьмом этаже. В других городах – Шэньчжэне и Гуанчжоу – есть домовые церкви, то есть квартиры, оборудованные под храмы. Богослужение идет на трех языках: на церковнославянском, английском и китайском. По очереди на трех языках читается Евангелие, и слова молитв чередуются то на английском, то на славянском, то на китайском.

- Знание английского языка помогло в общении с жителями Гонконга?

-Да, английский язык очень пригодился в этой поездке. Читал Священное Писание, исповедовал на английском. Общение с молодежью Китая стало возможным благодаря знанию этого интернационального языка.

-Как часто в Китае принимают Православие? Существует ли особый чин подготовки к Таинству Крещения?

- Накануне Пасхи отец Дионисий крестил двух человек. В целом, за год принимают Таинство Крещения пока не более пяти человек. На основной территории Китая люди о Православии узнают чаще всего из Интернета или через знакомство с живущими там русскими. Как правило, в Православие переходят из католичества или протестантизма.

Так как в Китае количество людей, принимающих православное крещение, пока невелико, то у священника при подготовке к Таинству к каждому новообращенному особый подход. Отец Дионисий заранее оглашает человека, за некоторое время до крещения читает над ним молитвы «во еже сотворити оглашенного», и человек, будучи оглашенным, посещает богослужения, читает духовную литературу. Почти как в древней Церкви. Отец Дионисий старается вовлечь оглашенного в жизнь прихода, например, дает читать псалмы на службе. Получается, что человек принимает Таинство крещения осознанно. Само Таинство совершается обычно в море, в бухте, где некие протестантские миссионеры в свое время соорудили точную модель Ноева ковчега. Это получается очень символично.

- У отца Дионисия, кроме служения в храме, есть дополнительные послушания?

- Отец Дионисий преподает русский язык в Центре изучения русского языка, открытом при храме, является преподавателем в миссионерском межконфессиональном богословском институте в Гонконге. Так же отец Дионисий переводит православную литературу на китайский язык. И, конечно же, занимается семьей: у него жена, двое сыновей.

- Миссионерство в Китае. Насколько выполнима эта задача в современных условиях?

- Это задача актуальная, но очень сложная для реализации, поскольку для ее осуществления нужна мощная финансовая база и подготовленные кадры. Поэтому говорить о том, что в ближайшее время наступит расцвет Православия в Китае, как это было в начале 20 – го века пока не приходится. Католические и протестантские проповедники появились в Китае гораздо раньше православных миссионеров. Они имеют мощные источники финансирования, те и другие пустили там глубокие корни и этих корней не теряли, как мы после революций в России и китайской культурной революции.

У католиков и протестантов есть в Китае свои земельные участки, церкви, много высших и средних учебных заведений, дома престарелых, больницы. Социальная и образовательная работа с миссионерским подтекстом здесь очень масштабно развернута. Большинство католических и протестантских проповедников в Поднебесной – это китайцы, и многие из них христиане уже не в первом поколении.

Что касается Православия, то сейчас на весь Китай – четыре священнослужителя. Кадровый голод – проблема весьма существенная. При Московской духовной академии и  Хабаровской духовной семинарии открыты китайские кабинеты, который посещают некоторые студенты. Но изучение китайского языка в них вызвано скорее интересом к культуре древнейшей страны, чем стремлением заниматься миссионерской деятельностью.

К тому же это достаточно трудоемкий процесс. Для овладения китайским языком требуется не менее трех лет изучения методом погружения.

- Студенты Хабаровской духовной семинарии, посещавшие Харбин, были удивлены тем, что в Покровском храме им сделали замечание за попытки пропеть тропарь Рождеству Христову.

- Службы в Китае позволено совершать только в определенном месте и в определенное время. Сейчас русские храмы – это музеи и поэтому, если особого разрешения нет, то и молиться в них незаконно. На территории Китая не может действовать ни одна религиозная организация, центр которой находится за пределами страны. В силу этого закона в католической церкви Китая произошел раскол: убеждённые паписты ушли в подполье, а легальная китайская католическая церковь  заявила, что она не подчиняется римскому папе.

С Православием сложнее. Да, есть Автономная Китайская Православная Церковь, но для того, чтобы по-настоящему возродить духовную жизнь в ней, нужны священники и епископы, а рукоположить их могут только в России или другом государстве, а это уже будет нарушением китайского законодательства.

Сейчас есть другая возможность  - развивать миссию среди китайской диаспоры. И, конечно же, на таких автономных территориях как Гонконг, Макао, Тайвань, существующих в Китае как государство в государстве. Укрепившись там, можно ждать когда «подуют иные ветра» и в остальной части Китая. А то, что это произойдет, видно по китайской молодежи, напомнившей мне русскую молодежь конца 80-х годов, жившую ещё в СССР, но по духу уже не советскую. Так и нынешние молодые китайцы удивительно живые и открытые, интересные и мыслящие, а главное - имеющие религиозное чувство и находящиеся в духовном поиске. Они совершенно не "системные", не смотря на государственную идеологию и "бамбуковый занавес".

- Планируются ли ещё подобные поездки в Китай?

- В скором времени отец Дионисий приедет с ответным визитом в Хабаровск для того, чтобы обсудить вопрос о том, какое участие может принять Хабаровская епархия в деле китайской миссии.

 

 


Смотрите фоторепортаж


Миссия, Хабаровская епархия