Самый Восточный Журнал Образ и подобие Воспитание любовью

Воспитание любовью

11.12.2017

О том, что православные родители должны воспитывать ребенка в вере и благочестии, говорится во многих книгах. Но как это должно проявляться на практике? С какого возраста малыш способен понимать нравственные истины? Почему разумное наказание также есть проявление родительской любви? О психологических особенностях нравственного воспитания малышей-дошкольников на основе христианской любви рассказывает православный психолог-терапевт,клинический психолог Майя Тум.

Православная психология как наука в осмыслении данного вопроса опирается, прежде всего, на святоотеческое понимание основ воспитания и формирования личности человека. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, в своем известном труде «О семье ивоспитании детей», прежде всего, строго назидает родителей, говоря:«Нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому чтовы сами должны заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать,что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог».

Важно отметить, что к особенностям психологического процесса воспитания нужно отнести самопонимание родителями, какие именно процессы происходят в ребенке. Ведь каждый период ребенка, начиная от рождения, является проявлением его личностного и психического формирования. Каждый период требует понимания того, что происходит, особенно в так называемые кризисные периоды. В дошкольном возрасте ребенок проходит три основных кризисных периода: кризис новорожденности(от 0 до 2 мес.), кризис одного года, кризис трех лет.

Социально-нравственное воспитание уместно начинать не ранее трех лет. В этом возрасте ребенок обретает понимание собственного «я» и связывает те процессы, что происходят в жизни, с собой лично.Так, например, если родители наказывают ребенка до наступления этого периода, он воспринимает их действия как агрессию – смысл воспитательной сути поступков взрослого человека маленькому ребенку просто не доступен. Детям свойственно познавать этот мир, пробовать его на прочность. Например, первичные щипания ребенка, потягивание за волосы и прочий физический дискомфорт, который могут причинить дети до двух лет, в большинстве случаев никак не связан с агрессией. Потому в эти периоды методы взаимодействия с ребенком будут отличаться. Так, если вас ударил кулачком четырехлетний малыш, это вас должно насторожить и пробудить стремление исследовать ситуацию и мотивы малыша, в то время как полуторагодовалый карапуз таким образом просто привлекает ваше внимание и исследует вас на ощупь, поэтому будет достаточно переключить его внимание на более забавную игру. Кризис трех лет возникает при переходе от раннего детства к дошкольному периоду, поэтому является важным в начале нравственного воспитания ребенка. В этот период дети могут проявлять такие качества,как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт,обесценивание, деспотизм.

Все эти качества – основные симптомы наступления непростого периода для родителей и ребенка. О христианской основе любви здесь очень важно помнить, ведь это наступление эмоционального периода, и самое важное в воспитательном процессе –соблюдать собственную глубинную нравственность.В процессе общения с ребенком важно быть исполненным желанием не воспитать, а научить, содействовать малышу в получении его собственного опыта, помочь ему выбрать источник наполненияв любви, а не в жестокости, идентифицируемой детьми как сила. В будущем грубое и жесткое обращениес ребенком приведет к тому, что он может выбрать такую модель поведения, проявляя жестокость и грубостьк родным и сверстникам. Когда вы осознанно подходите к воспитанию детей, с холодным умом и горячим сердцем, вам становится доступно намного больше верных решений. Старайтесь узнать, понять, изучить, что происходит в конкретный момент с вашим ребенком, не пытайтесь навязать ему свое видение мира; общайтесь, узнавайте, как видит и ощущает этот мир малыш, и плавно корректируйте его представления.

Конечно, существуют ситуации, когда родителям необходимо прибегнуть к наказанию, и здесь им следует быть особенно чуткими, чтобы расслышать, как ребенок реагирует на те или иные виды наказаний, ведь некоторые из них он может просто игнорировать, а некоторые могут нанести непоправимый ущерб его формирующейся психике. Цель наказания – помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и, по возможности, избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. В процессе воспитания необходимо подводить малыша к ответственности за все, что он делает. К пяти годам ребенок может и должен давать оценку своим поступкам. Это обусловлено и законами психофизиологического развития в познавательном процессе ребенка. Уже с пяти лет в поведении ребенка должен проявляться эмоционально-волевой контроль, который выражается в сознательном подчинении родительским требованиям.

Эмоционально-волевой контроль,конечно, носит неустойчивый харак-тер, поэтому вновь и вновь придется показывать результаты неправильных поступков. Относитесь к ребенку с уважением, стремитесь узнать больше о том, что с ним происходит, каковы его мотивы, любите ребенка всем сердцем и умом и помните, в процессе воспитания ребенка воспитывается не только ребенок, но и вы сами. Хотела бы напомнить мудрое наставление нашего Крымского святителя Луки, который с архипастырской любовью вразумляя и одновременно обличая родителей, вопрошает: «Зачем позволяли детям воровать с самого юного возраста, зачем не учили заповедям Божиим, зачем не внушили отвращение и презрение к воровству и хулиганству? Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры, ругательства, пустословия, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших? Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, чтобы научались они Закону Божию и Заповедям Христовым, чтобы приучались к постоянному благочестию, чтобы они, изучая науки, всегда помнили о Боге, о заповедях Божиих, о пути Христовом. Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога. Так надлежит вам учить детей ваших».

Записал протоиерей Владимир КАШЛЮК, Симферопольская епархия


"Образ и подобие"