Монеты Иудеи

Епархиальная газета "Образ и подобие", №6 сентябрь 2013 г.

09.10.2013

Политические интриги, религиозная вражда, ограниченность человеческого сознания заставляют нас постоянно сомневаться в истинном смысле событий. В полной мере это отражается в скептическом отношении к Туринской плащанице. Попытки науки доказать поддельность или подлинность ее по сути безнадежны, в силу невозможности рационально осмыслить сущность события, свидетелем коего явился этот кусок ткани. Это событие – Воскресение. Можем ли мы понять это? Смешны наши попытки мудрствовать о бесконечности или вечности, так не проще ли верить? Не проще, ведь вера иррациональна, как и любовь. Она может помочь найти внутри себя, в душе частичку божественного света. Но в жизни мы часто предаем, отрекаемся, отталкиваем от себя любовь, теряем осколки божественного света в душе и, чтобы оправдаться,  заменяем его тьмой условных понятий, которые социум покровительственно принимает («ты свой»), ибо «совесть – химера, абстрактное понятие», - о чем, криво ухмыляясь, вещают нам.

Сомневаемся ли мы в подлинности плащаницы или мы сомневаемся в себе, в своей способности поверить, полюбить? Мы слишком привыкли к предательству, лжи, насилию, чтобы принять истину всепобеждающего добра.

Небольшой проект в Музее истории города Хабаровска не претендует на сколько-нибудь полную картину истории христианства - это лишь попытка помочь человеку задуматься, вспомнить  духовный подвиг тех, кто по-настоящему верил, коснуться их судьбы с помощью немых свидетелей прошлого – предметов, связанных с ранней историей христианства. Выставка предполагает несколько разделов: евангельские сюжеты, гонения на христиан в Римской империи, становление христианства как государственной религии в поздней Римской империи и Византии, крещение и распространение православия на Руси.

Историчность личности Христа и евангельских событий давно доказана историками, и нет необходимости повторяться (можете познакомиться с трудами  А. Б. Рановича, И. С. Свенцицкой).

Иудея в первом  веке представляла собой бурлящий котел из враждующих политических и религиозных течений: фарисеи, саддукеи, ессеи, назареи. Подливал масла в огонь и префект Иудеи Понтий Пилат, презиравший иудеев, о чем пишет Иосиф Флавий в «Иудейских древностях». На выставке можно увидеть монеты (пруты), чеканившиеся при Пилате в Иудее для внутреннего обращения. На них, вместо приемлемых для иудеев символов: ячменный колос, пальма, венок, рог изобилия, - изображались римские жреческие принадлежности – симпулум (черпак) и литуус (посох), что оскорбляло религиозные чувства иудеев. Две пруты из музея с изображением литууса представляют интерес еще по нескольким причинам. Читаемая на реверсе одной из них надпись LIZ позволяет датировать монету 30/31 годом н. э. (LIZ – 14-й год правления императора Тиберия), что совпадает с началом проповеди Иисуса Христа. Но самый удивительный факт - это отпечаток аналогичной монеты на Туринской плащанице. Там  надпись "император Тиберий" (TIBEPIOY КАIСАRОС) тоже сделана с ошибкой: САIСАRОС. Нумизматы узнали о ее существовании благодаря  публикации фотографий Туринской плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять таких монет. Невозможно предположить, что фальсификаторы в средние века для изготовления подлога использовали монеты первого века, из той, едва ли крупной, серии, которая была отчеканена с ошибкой.

Евангельский сюжет иллюстрируют еще две монеты. Отчеканенные в царствование Александра Янная, они получили название в среде нумизматов название «лепта вдовы». Это действительно лепты, монеты самого мелкого номинала, имевшие хождение в Иудее. Именно эти лепты упоминаются в Евангелии от Марка:

« И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».

Изображение посоха (литуус) на монете Пилата

Монеты набатейского царя Ареты IV, прокураторов Антония Феликса и Порция Феста - свидетели жизненного пути апостола Павла. Эти люди были  причастны к изгнанию Павла из Дамаска, заточению его в Кесарии, суду и высылке апостола в Рим.

Особенно интересны монеты (пруты) Антония Феликса. Они отображают его двуличность, это видно по характеру изображений: на одной стороне видим пальмовую ветвь, а на другой - римские щиты и копья. Одна сторона ясно отображает еврейскую тематику, а другая — оружие завоевателей. Интересно, что на монетах Антония Феликса встречаются  имена Клавдия,  его жены Юлии Агриппины и младшего сына Клавдия — Британика, что явно отражает желание прокуратора угодить тем, от кого он зависел.

Монеты прокуратора Антония Феликса

 

Между прочим, именно страх перед властителями стал одной из причин того, что Пилат согласился казнить Христа. Он не слишком хотел это делать, но, когда иудеи начали шантажировать  его, решил не рисковать.

Сергей МЕХОВЩИКОВ,

зав. историческим отделом

Музея истории г. Хабаровска.


Анонсы, История