Самый Восточный Журнал О смысле праздника Крещения Господня, традициях и «технике нравственной безопасности»

О смысле праздника Крещения Господня, традициях и «технике нравственной безопасности»

Информационный отдел Хабаровской епархии

17.01.2017

О смысле праздника Крещения Господня, о традициях и «технике нравственной безопасности» рассказал священнослужитель Хабаровской епархии иерей Стефан Нохрин.

Крещение — один из самых древних христианских праздников, восходящий ко временам апостолов, и таинство, связанное с преображением, духовным возрождением человека. 19 января в храмы и к иордани приходит множество людей с желанием ощутить благодать и сопричастность древней традиции.

Едины духом

Этот день объединяет верующих и тех, кто не связывает свою жизнь с Церковью. Одних привлекает грандиозность, красочность события, других — возможность обрести смысл, третьих — надежда на исцеление. Крещение, как любой религиозный праздник, имеет две стороны: внутреннюю, содержательную и внешнюю, традиционную. Для верующего это неразделимо, он стремится к внутреннему смыслу, а обряд призван помочь в этом. Человек нецерковный часто обращает внимание на внешнюю, обрядовую сторону, потому что она колоритная, яркая, но есть риск за внешнее эффектностью потерять смысл.

Иерей Стефан Нохрин считает даже такой интерес к церковной жизни хорошим началом, шагом к обновлению.

— Если человек участвует в этом празднике не ради суетного желания проверить свои силы, не как дань моде и не за компанию, если есть стремление быть в этот день вместе с верующими, разделить их радость, значит в его душе есть религиозный зов. В жизни такого человека произошла встреча с Богом, он это ощутил и способен воспринимать глубокий смысл Крещения. Для тех, кто в начале пути, важен опыт, накопленный Церковью за два тысячелетия. А ей есть, что сказать современному человеку. Это подтверждается растущим числом верующих. Введены обязательные беседы перед Таинством Крещения. Желающих покреститься стало меньше, но увеличилось число людей, приходящих в храм. Они нечастые гости, но на больших праздниках у нас. Исповедуются и причащаются. Многие сегодня утратили жизненные ориентиры, испытывают чувство горечи и безрадостности и, не имея почвы под ногами, пишут свою жизнь как черновик. Праздник — это повод прийти и услышать Бога. Это возможность почувствовать единение не только территориальное, но и нравственное, духовное. Когда храм заполнен людьми, понимаешь, что мы — православный народ, и у нас есть ресурс, дающий силу, стойкость и надежду на преображение.

Не купанием единым

19 января — день, когда Христос явился миру как Сын Божий, когда была открыта тайна Святой Троицы, отсюда второе название праздника — Богоявление. Это знак сопричастности Христа земной человеческой жизни, его единения со своим народом и с каждым человеком. Он вместе с нами проходит путь страдания, покаяния и искупления. Крещение — это восстановление образа Бога в себе, единение со Христом, начало осмысления, приведения в порядок своей жизни.

— Поэтому желательно, чтобы 19 января привлекало не только купанием. В этот день вспомните о Боге, помолитесь о близких, себе самом, — говорит отец Стефан. — Купание — это благочестивая традиция, которая не подменяет Таинства Крещения. Не погружение в иордань само по себе смывает грехи, а обращение к Богу. Приходящий к купели, иордани, должен понимать, что обряд обретает смысл с молитвой, с духовным действием.

Великое водоосвящение

На праздник Богоявления, Крещения освящается вся вода. Используется святая вода по потребности. Вода пьется натощак, с просфорой, каждое утро. Когда происходят болеют близкие, случаются неприятности — можно окропить дом, вещи. Это действие церковное, оно имеет смысл, когда есть молитва. Если человек надеется, что она будет работать без молитвы, без обращения к Богу, это неправильное, не духовное понимание, граничащее с суеверием. Не обязательно читать канонические молитвы, можно обращаться к Богу своими словами, с тем, что сейчас хочется сказать.

В Хабаровске много храмов, где можно взять освященную воду. Считается также, что в крещенскую ночь вода в водоемах освящается Духом Божьим. Но неправильно думать, что достаточно просто открыть кран и набрать такую воду. Человек тогда лишается главного — церковного общения с Богом. Если ты далеко, но чувствуешь себя частью Церкви, пусть освящение воды совершается не здесь, в другом месте. Ощущение единства с целым, сила своей молитвы, и той, что освящает воду, способны сделать из обычного источника — святой, потому что она везде святая. Вода не действует механически, ее сила от Бога, а Он действует там, где есть готовность Его принять. Если сердце и душа к этому не готовы, закрыты, Бог и не будет здесь действовать.

«Техника не только нравственной безопасности»

Во время праздника дежурят специальные службы, которые могут не пустить сразу много народу на лед, и нужно проявить терпение, спокойствие.

— Людям нужно понимать, что существуют меры безопасности, не за все Церковь здесь может отвечать, — говорит отец Стефан. — Есть и другая сторона безопасности, нравственная. Часто можно наблюдать картину, когда стоящие в очереди за святой водой люди ругаются. Получается, что человек взял святую воду и в озлоблении ушел из храма. В таком действии нет никакого смысла, теряется дух праздника. Нужно стараться обрести мир в душе. Храм — святое место, если ты уступишь, Господь даст тебе ту благодать, которую ты мог потерять. — Это день для того чтобы помолиться, повод задуматься о том, как мы живем, что может сделать каждый из нас, и верующий, и неверующий, чтобы улучшить качество своей духовной жизни, — заключает священник.



Новости, Человек, Вера



1651 просмотр.