Самый Восточный Журнал Начало Православия у приамурских эвенков

Начало Православия у приамурских эвенков

Журнал комиссии Приамурской митрополии по работе с коренными малочисленными народами

01.06.2012

 

Первыми из коренных народов Приамурья стали принимать Православие эвенки (тунгусы). Началом их обращения ко Христу можно считать 1684 г., когда в Нерчинске был крещён эвенкийский князь Гантимур (Геен Тумур – эвенк. «железный лук») со своим сыном Катанаем. В крещении они получили имена Пётр и Павел – в честь святых первоверховных апостолов. Возможно, и до этого были отдельные случаи обращения в христианство приамурских аборигенов – например, под влиянием проповедей Старца иеромонаха Ермогена Албазинского и его сподвижников, подвизавшихся на Амуре с 1666 по 1685 гг. – но они не задокументированы.


Преподобный Гермоген (Ермоген), старец Троице-Киренский и Албазинский

Гантимур принадлежал к Дуликагирскому эвенкийскому роду, правил конными эвенками-нелюдами (нелюлями) и пашенными даурами. Будучи родственником тогдашнего китайского императора Канси (Сюанье) – четвёртого правителя из маньчжурской династии Цин, он пользовался милостью богдыхана и имел четвёртый по значимости в имперской армии чин цзолина. Но в 1667 г. Гантимур перешёл в российское подданство, а через 17 лет после этого принял Православие. Его потомки – князья Гантимуровы — ещё долго после этого руководил делами «инородцев» Забайкалья, блюдя их интересы (1).


Герб князей Гантимуровых

По примеру Гантимура и Катаная многие эвенки, обитавшие по берегам Амура и его притоков, со временем стали христианами, о чём говорит факт постройки для них часовен на устьях рек Бурукан, Инкан и Бурея. Хотя, после подписания в 1689 г. Нерчинского договора, Приамурье на более чем полтора века и было покинуто русскими, но контакты с его коренными жителями прекращены не были: «тайга по левым притокам Амура до некоторой степени была уже знакома … русским промышленникам, и, не стесняемые надзором китайских властей, они вели меновую торговлю с кочующими инородцами, устроив для них даже три часовни: Буруканскую, Буреинскую и Инканскую, где в известное время и вели свои торги»(2). Т.е. часовни эти были воздвигнуты в торговых сборных пунктах, где кочевники периодически проводили мену пушнины на товары, привозимые русскими и якутами (3). Причём часовню в урочище Инкан тунгусы построили сами для себя в начале 1850-х гг. Там приамурских эвенков ежегодно посещали и православные священники из Якутска и Удского острога (4).

Две самые большие волны принятия тунгусами крещения пришлись на 1730-1740-е гг. (благодаря деятельности Иркутского епископа Иннокентия II (Неруновича)) и на вторую половину XIX века (5). Как писал в одном из своих писем свт. Иннокентий (Вениаминов), эвенки «с незапамятных времён считают себя подданными России и суть сыны Русской Церкви также с давних времён. Когда и кем они были крещены – невозможно узнать, но священники к ним ездят очень и очень давно»(6). По данным переписи 1897 г., среди тунгусов православных было уже 82% (7). К 1917 г. — ко времени печального рубежа — их количество ещё более возросло. Таким образом, к моменту наступления эпохи воинствующего атеизма практически все эвенки успели принять Православие.

___________________________________________________________________

1) см.: Артемьев А.Р. Лук князя Гантимура/Вестник ДВО АН СССР, №5, 1990г.//http://ostrog.ucoz.ru/publikacii/4_25.htm; а также: Богуславский В. Гантимур/Славянская энциклопедия. XVII век М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004//http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gantimur.php; Гантимур/Википедия//http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%ED%F2%E8%EC%F3%F0; Гантимур/http://oldchita.megalink.ru/persona/gantimur.htm; .

2) Административные документы и письма Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Камчатского, за 1846 — 1868 гг. сост. Крылов В. Казань, 1908. с. V-VI

3) Инкан/Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона//http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/45289/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD

4) Административные документы… с. 78, 81-82 (за 1857 г.).

5) Эвенки//http://arcticportal.ru/index.php/%D0%AD%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9A%D0%98

6) Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Сост. Барсуков И. Книга 1: 1828 — 1855 гг. СПб, 1897. с. 361-364.

7) Эвенки//http://arcticportal.ru/index.php/%D0%AD%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9A%D0%98



Клирик Храма святителя Иннокентия Иркутского г. Хабаровска. Руководитель комиссий Приамурской митрополии по работе с коренными малочисленными народами и по канонизации святых. Преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

История, Митрополия, Миссия



7188 просмотров.

Ольга Доронина пишет 03.03.2016
Тема: Эвенкия
Поклон Вам, о.Инокентий, от певчей прихода Ксении Блаженной Петербуржской святой о.Валерия с.Некрасовка Хаб р-на. Сочла ваш материал весьма любопытным, лаконичным и одновременно содержательным, скопировала и понесу в массы… прежде, как-то все больше о коренных обычаях и традициях, о шаманстве, а о православии КМНС тему не затрагивали. Вы своей статьёй подали прекрасную идею… Являясь музыкальным руководителем местного Детского дома №32, с сентября 2015г принимаю участие в работе по проекту "эду бидярил баял" - "Люди, живущие здесь" ( взяли гранд Михаила Прохорова для библиотек). Проведен ряд встреч с активистами КМНС и мероприятий, связанных с проектом. Руководит проектом в данный момент библиотекарь-педагог И.Б.Воронкова. Создавая презентации и видеоролики, я просто влюбилась в Эвенкию. Открыла для себя прекрасных исполнителей русской и эстрадной песни гр. Яхонт. Предлагаю несколько видео, сделанных мною: Эвенкийский роман https://www.youtube.com/watch?v=B50M9tCzP54; Эвенкия https://www.youtube.com/watch?v=-jT7idvVE34; Одна Россия https://www.youtube.com/watch?v=ufZa9OaHCjc Зажигательный Нанайский национальный танец Татьяны Бельды – руководителя хореографического танцевального народного ансамбля «СЭНКУРЭ» на встрече активистов КМНС 17.02.16. в Д/д №32 https://www.youtube.com/watch?v=P4RyjQsWiJo … вообще имеется много видео и аудио материала. Дети встречались с поэтом Константином Бельды в с.Троицкое Нанайского р-на, собираются, да и бывали уже не раз на Петроглифах в Сикачи-Алян, наш Д/д славится туризмом, вот и как-то и на катамаранах сплавлялись… В общем, в двух словах всего не опишешь… Если Вам интересно, могу поделиться… Засим позвольте откланяться…
Ответить