Хабаровск православный Журнал «Мы будем верить в Бога, или как?»

«Мы будем верить в Бога, или как?»

Андрей Бузук (студент I курса Хабаровской духовной семинарии). Фото автора.

01.06.2011

31 мая на сцене Хабаровского краевого театра драмы и комедии был показан спектакль «Оскар и Розовая Дама», привезенный с полуострова Камчатка в рамках гастролей Камчатского тетра драмы и комедии.

Эпиграфом к спектаклю следовало бы поставить строчку из раннего, «желтокофточного» Маяковского: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Ситуация такая: в больнице после неудачной операции умирает от рака крови десятилетний мальчик Оскар. Он знает, что он умирает. Жить ему осталось всего двенадцать дней, за ним ухаживает старая сестра милосердия в розовой униформе, он к ней очень привязался, она к нему тоже. Поскольку действие начинается 19 декабря, Оскар скончается ровнехонько под Новый год. Душераздирающая история, не так ли?

«Мы будем верить в Бога, или как?» <br />

Татьяна Авраменко

Так вот: «Оскар и Розовая дама» - веселый спектакль. Умный, трогательный, нежный и очень, очень веселый.
Розовая дама (Оскар, впрочем, зовет ее Розовой Мамой) предлагает безнадежно больному парнишке две игры. Первая: будем считать, что каждый день твоей жизни равняется десяти годам среднестатистической, общечеловеческой. Вторая: каждый день ты будешь писать письма Господу Богу. Не за просто так, разумеется: ежедневно Бог будет исполнять одно твое душевное желание. «Душевное» - это значит, что не выпрашивать себе выздоровление, центнер пирожных и все прочее, с чем обычно обращаются к Деду Морозу. Бог - не Дед Мороз. Он существует взаправду и делает только то, что нужно для души. Его (как, впрочем, и себя) нельзя унижать просьбами насчет пирожных. С теологией Эрика-Эммануэля Шмита, чрезвычайно популярного писателя, все это сочинившего, можно было бы поспорить. Однако художественная логика Шмита безупречна.

Первое письмо, начинающееся и кончающееся вполне трафаретно («Дорогой Бог! /.../Целую, Оскар»), содержит в постскриптуме понятную, самую жгучую просьбу: «Ответь мне, пожалуйста, как прошла операция. В смысле: я сейчас умру или когда-нибудь потом?» Второе начинается со слов: «Дорогой Бог! Ну, ты силен!» - и дальше восхищенный Оскар описывает, как удалось ему подслушать разговор между врачом и родителями: мы сделали все, что могли, но шансов почти не было и т.д. Близкая смерть уже менее важна, чем восторг: «Я попросил - Ты сделал! Это здорово. Целую, Оскар».

«Мы будем верить в Бога, или как?» <br />

Благодарность зрителей

Актриса Татьяна Авраменко играет умирающего мальчика. Она же играет Розовую Маму. Она же играет Господа Бога. Сам сюжет, поставленный заслуженным деятелем искусства Бурятии Юрием Александровым, начинается после того, как мальчик умер.

Героиня читает письма, оставленные мальчиком. Вчитываясь, она оказывается этим самым мальчиком. Вчитываясь дальше, она оказывается той самой Розовой дамой, которую мальчик сам себе придумал (вы, кстати, не забывайте, что он умирает). У нее в руках письма, оставленные десятилетним Оскаром.

В моноспектакле «Оскар и Розовая дама» нет места одному возрасту. Здесь играют два человека: ребенок и старуха. Актриса задает зрителю яростный вопрос: «Мы будем верить в Бога, или как?» Ее игра обязывает ответить: да, я тоже верю. Ответ не яростен, но приемлем.

Очень трогательно сыграна роль Розовой дамы. Примерно так же сыграна роль мальчика Оскара. Это самое интересное. Ведь один актер исполнят двух разных личностей.
Искусство – вечно, но смерть - никого не минует. Будьте готовы.


Новости