Хабаровск православный Журнал "Лествица" - недосягаемая для современного человека высота или учебник по аскетике?

"Лествица" - недосягаемая для современного человека высота или учебник по аскетике?

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

24.03.2012

24 марта - в 4-ю Неделю Великого Поста Церковь отмечает память прпеодобного Иоанна Лествичника, подвижника 7 века, автора знаменитого аскетического произведения "Лествица".

Едва ли сейчас найдется верующий человек, который бы не знал, что такое «Лествица» Иоанна Лествичника. Этим трудом руководствуются в монастырях, ее читают в духовных семинариях, полезна она и для мирян.

Единодушно признавая значимость книги, для многих все же она остается предметом споров и сомнений. Нередко встречаются рассуждения о том, что подобные «Лествице» аскетические труды – недосягаемая для современного человека высота и стремиться подражать подвигу монахов аскетов - цель, далекая от реальности. Справедливости ради, стоит отметить, что образ жизни святого Иоанна Лествичника, подвижника VI века, который с 16 лет вступил в монастырскую обитель и проводил большую часть жизни в посте, безмолвии и молитве, действительно, идеал духовной жизни. А «Лествица», написанная в конце жизни старца по просьбе игумена Раифского монастыря, стала выражением многолетнего духовного опыта подвижника.

Да, мы немощны. Но осознание духовной нищеты – это уже начало духовного пути. Во все времена Бог одинаково безмерно любит каждого человека. И цель христианства состоит не в том, чтобы спаслись только монахи или старцы, а в том, чтобы спаслось как можно больше людей. Все христиане, не зависимо от положения, должны восходить по одной лествице духовной в дом Отца Небесного. Для этого и существуют такие духовные руководства.

А у человека всегда есть выбор – приспособиться к условиям «мира» или стать «не от мира сего». Можно отстраниться от прочтения «сложного материала», или, напротив, мужественно признав свою немощь, взглянуть на "Лествицу", как на идеал духовного совершенства, с рассудительностью извлекая крупицы истинной мудрости для спасения души.

Не обязательно ставить целью прочтение книги именно за эту неделю Великого поста, когда Церковь особо чтит святого Иоанна Лествичника. Куда важнее сконцентрировать внимание и постараться исполнить хотя бы один совет. Паисий Святогорец писал, что прочитывает в день не более строчки из творений святых отцов, зато весь день размышляет над ними и стремиться исполнить делом.

Подобно тому, как лестница представляет собой постепенное восхождение, "Лествица" Иоанна Лествичника в 30 беседах раскрывает ступени духовного восхождения к совершенству. В слове первом, святой пишет о мужестве в духовной борьбе: «С радостию и страхом приступим к доброму сему подвигу; не будем бояться врагов наших, ибо они взирают на лице нашей души, хотя сами и невидимы; и когда заметят, что оно изменилось от боязни, тогда сии коварные яростнее вооружаются против нас, зная, что мы устрашились. Итак вооружимся против них благодушно, ибо с мужественным борцом никто бороться не смеет».

Порабощение человека страстям Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью. Страсти - это природные импульсы души, искаженные человеком. «Например, от природы в нас семя для чадородия, а мы превратили это в блуд. От природы в нас раздражение на змия, а мы обратили оное на ближнего. Есть в нас ревность для соревнования в добродетелях, а мы соревнуем во зле. Естественно душе желание к славе, но - горней».

В слове о гневе и безгневии Иоанн Лествичник различает разные степени злобы. «Гнев - припоминание затаенной ненависти, желание сделать зло огорчившему. Вспыльчивость - мгновенное воспаление сердца... Раздражительность - легко изменчивое движение нрава в безобразие души».

Порок злословия Иоанн Лествичник сравнивает с незаметно присосавшейся пиявкой, «которая высасывает и поглощает кровь любви» и советует у ближнего замечать лишь добродетели, «подобно собирателю винограда, который вкушает только спелые ягоды».

Уныние, по слову преподобного Иоанна Лествичника, лживо по природе и являет перевернутый, искаженный мир. Оно производит «изнеможение души, расслабление ума, нерадение о подвижничестве». Уныние клевещет на Самого Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив: «лукавство демонов состоит в том, что до падения они представляют Бога человеколюбивым, а по падении – неумолимым».

Тщеславие рождает гордость и, в конце концов, приводит к богохульству. Тщеславие заключается в том, что человек вместо угождения Богу постоянно желает красоваться перед людьми, что суетно и бессмысленно. Иоанн Лествичник с горечью описывает коварство этой страсти: «...тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу и опять им же победился».

Гордость - самая страшная страсть, какая только может овладеть душой: «Монах горделивый не будет иметь нужды в демоне, потому что сам для себя сделался демоном и врагом». Гордый человек видит себя не только выше людей, презирая их, но и выше Самого Творца, отвергая Его помощь и уповая на свои силы. Этот недуг называется безумным, так как хвалиться чужим, то есть данным от Бога,- действительно ложь и помрачение рассудка.

Последние 4 ступени «Лествицы» повествуют о добродетелях: безмолвии, молитве, бесстрастии и любви, как высших проявлениях личного соединения с Богом.

Смирение предваряется кротостью, подобно тому как восходу солнца предшествует заря Кроткий человек стяжает детскую простоту в обращении и становится неспособным к лукавству, а нелукавый, по выражению Иоанна Лествичника, находится в состоянии первозданной чистоты. Достигнув ступени смиренномудрия, подвижник входит в качественно новое состояние, которое невозможно точно передать словами, можно лишь постичь личным опытом. Смиренномудрие - преддверие Царства Небесного и подлинное подражание Христу.

Любовь оказывается началом и концом духовного путешествия. Любовь к Богу задает перспективу подвижнической жизни, по сравнению с которой все остальное оказывается несущественным. Движимый божественной любовью подвижник забывает о сне и о пище, он подобен влюбленному, который постоянно занят мыслями о любимом существе, даже во сне сердце его бодрствует. Поэтому когда Небесный Владыка входит в душу, томимую святым вожделением, в ней возгорается пламень чистоты, а совершенство чистоты есть подлинное начало богословия.


Герои веры, Великий пост