Хабаровск православный Журнал Китайский Новый Год через призму православного мировосприятия

Китайский Новый Год через призму православного мировосприятия

09.02.2008

Китайский Новый год, или праздник Весны, наступает в полночь дня, на который приходится второе новолуние после дня зимнего солнцестояния (обычно в конце января - начале февраля). Новогоднее веселье продолжается 15 дней и достигает кульминации в ночь полнолуния, когда отмечается Праздник фонарей.

Этот праздник значим не только для основной национальности Китая - ханьцев, но и для других национальных меньшинств. Его отмечают маньчжуры, монголы, яотяне, чжуаны, гаошаньцы, дауры, дунцы, лияне и другие этнические сообщества. По мнению китайцев, в этот первый весенний день происходит пробуждение природы, начинается исчисление нового годового цикла, оживают земля и хранимые ей ростки жизни.

Другое название этого праздника – «Гонянь». Согласно древнему преданию, гонянь был диким зверем, который приносил людям много бед. Когда он приходил, от его свирепого вида деревья сбрасывали свою листву, а земля становилась бесплодной. Когда же он уходил, вся природа оживала, повсюду распускались цветы. Люди всегда думали о том, как прогнать этого свирепого зверя, чтобы восстановить прежний облик природы. В результате долгих раздумий они применили оригинальный способ – стали запускать хлопушки, которые отпугивали и прогоняли прочь этого ненавистного зверя.

Новый год для китайца – семейное торжество, время встречи с родителями и родственниками. В это время принято чтить и поминать усопших предков (одна из самых древних традиций Китая, основа религиозного культа), к которым относятся с большим уважением, поскольку именно они заложили основы благосостояния семьи. Считается также, что души умерших посещают в это время своих потомков, чтобы принять участие в новогоднем пиршестве, поэтому праздничный новогодний ужин – это праздник единения всех поколений рода за одним столом. В это время члены семьи дарят друг другу красные и желтые конвертики с деньгами счастья, которые, как предполагается, будут приносить удачу на протяжении всего нового года. В давние времена новогодние деньги преподносились в виде ста медных монет, связанных вместе и символизирующих надежду на жизнь до ста лет.

Новогодний ужин – это обязательный ритуал для всех членов семьи, собравшихся вместе за одним общим столом. Столь же обязательно и совместное приготовление наиболее популярного китайского блюда – пельменей (цзяоцзы). Согласно традициям Китая (родины этого ставшего теперь традиционным блюдом многих народов), пельмени – это не просто вкусное блюдо. Оно символизирует самые добрые пожелания всем членам семьи, среди которых наиболее распространенное – рождение сыновей. Ведь только сыновья могут совершать жертвоприношения в честь духов умерших предков.

После ужина, в новогоднюю ночь, которую называют «чуси», вся семья проводит время в разговорах на самые разнообразные темы, смотрит телевизионные передачи или играет в настольные игры. Во многих семьях вообще не ложатся спать всю ночь. Это называется «шоусуй» – ожидание наступления Нового Года.

Когда наступает полночь, все двери и окна в доме должны быть открыты, чтобы уходящий год мог беспрепятственно покинуть помещение. В полночь – праздничный фейерверк, всеобщее гуляние и веселье.

Китайцы очень заботятся об украшении своих жилищ перед новым годом. Например, на внешних воротах домов наклеивают новогодние парные надписи, а также соответствующие новогодние картины на стенах. Вместе с тем большой популярностью пользуются иероглифы-пожелания, такие как «счастья», «здоровья» и «долголетия», которые помещаются на самых видных местах. Окна домов украшаются затейливыми узорами, вырезанными из бумаги. Карликовые кусты и деревья, вместе с роскошными цветами, специально выращенные к торжеству, являются непременной составной частью празднования Нового Года. С помощью разнообразных растительных композиций родным и близким людям выражаются самые добрые пожелания.

В дни праздника обязательно устраиваются традиционные массовые представления, такие, как танец львов или пляска драконов, проводятся всевозможные спортивные соревнования.

Каждый день новогоднего фестиваля имеет свой смысл.
Первый день празднования посвящен чествованию богов Неба и Земли – покровителей семейных ценностей. Многие воздерживаются в это время от мяса, потому что такое поведение является залогом долгой и счастливой жизни.
На второй день китайцы молятся своим умершим предкам. Также этот день считается днем рождения всех собак, поэтому последних щедро кормят и всячески задабривают.
Третий и четвертый день – это время, когда невестки и зятья оказывают почтение родителям своего супруга.
Пятый день празднования носит название «По Ву». Люди остаются дома, чтобы принять у себя бога Благосостояния. Никто не ходит в это время по гостям, потому что такой визит, согласно поверью, приносит неудачу и хозяину, и гостю.
Зато период с шестого по десятый день китайцы, напротив, посвящают визитам – ходят к родственникам и друзьям. Кроме того, они посещают храмы, где молят о ниспослании им удачи и здоровья.
Седьмой день традиционно считается всеобщим Днем Рождения. На стол принято подавать лапшу, которая означает долголетие, и рыбу, символизирующую успех.
На восьмой день организуется еще один обед, за которым объединяется вся семья, и в полночь все молятся богу Неба – Тянь Ди.
С десятого по двенадцатый день принято звать в гости друзей и родственников и, конечно же, вкусно их кормить.
Тринадцатый день – разгрузочный. После обильного праздничного питания полезно немного посидеть на рисе и зелени.
И, наконец, на четырнадцатый день начинаются приготовления к главному и последнему событию в череде новогодних праздников – Фестивалю Фонарей, который отмечается в полнолуние и освещает города сотнями тысяч красных огоньков. Во время его празднования принято лакомиться пирожками, изготовленными из клейкой муки со сладкой начинкой и цукатами, а также любоваться светом зажженных ночью фонарей. На этом, собственно, завершается период празднования Нового Года.

В заключение хотелось бы сказать, что в наше время большинство китайцев, да, собственно и европейцев, не слишком верят народным приметам и суевериям, ассоциируемым с празднованием Нового года. Однако, как китайцы, так и европейцы часто следуют этим приметам, прежде всего потому, что эти своеобразные ритуалы давно закрепились в их сознании как неотъемлемая часть культуры и образа жизни, как часть самого праздника. Праздника, который сближает людей, дарит им тепло и любовь близких, а также новые надежды на лучшее в наступившем новом году.

7 февраля этого года по благословению ректора Московских духовных школ в Дальневосточном центре при Московской духовной академии прошел вечер, посвященный традициям празднования Нового года в Китае. Программа вечера включала показ китайских классических кинофильмов, рассказ о народных традициях и легендах, связанных с Новым годом, новогоднее угощение – пельмени, сладости и зеленый чай. В вечере приняли участие сотрудники Дальневосточного центра, студенты московских духовных школ, в том числе, из Китая.

По мысли руководителя Дальневосточного центра при МДА иеромонаха Серафима (Петровского), китайский Новый год – это праздник, который дорог любому китайцу. И поэтому он, безусловно, должен быть воцерковлен аналогично различным элементам дохристианской культуры многих народов, просвещенных Светом Евангелия, который вкладывает в эти явления новый и окончательный смысл. Ведь ничто не препятствует нам, по слову апостола Павла, совершать священнодействия благовествования Божия, дабы и приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим 15. 16).

Материалы любезно предоставлены Дальневосточным центром при Московской духовной академии


Церковь, Миссия