Хабаровск православный Журнал История, современное положение и перспективы взаимоотношений духовного и светского образования в Украине

История, современное положение и перспективы взаимоотношений духовного и светского образования в Украине

Архиепископ Бориспольский Антоний

06.10.2010

6 октября, в день памяти святителя Иннокентия Московского, небесного покровителя Хабаровской духовной семинарии, в первенствующей духовной школе Дальнего Востока прошел торжественный акт. Почетным гостем семинарии в этот день был архиепископ Бориспольский Антоний, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии. Во время торжественного акта владыка Антоний выступил с докладом на тему: "История, современное положение и перспективы взаимоотношений духовного и светского образования в Украине".

Тема моего доклада достаточно широка и многогранна, чтобы вместиться в отведенный регламент, однако ее рассмотрение очень важно для понимания тех процессов, которые происходили и происходят в области духовного образования Русской Православной Церкви. Образовательные и научно-богословский традиции на Украине имеют глубокие корни. Этому способствовал целый ряд факторов геополитического, исторического и культурного характера. Находясь на стыке западной и восточной цивилизаций, элиты галицких и приднепровских земель не всегда могли силой власти и оружия отстаивать свою религиозную, а значит и национальную уникальность. В следствии этого на территории современной Правобережной Украины в ХVІ-ХVІІ стт. получил мощный импульс к развитию такой жанр, как полемическая литература. Вначале она появлялась при отдельных монастырях. Однако очень скоро пришло понимание необходимости создания единого мощного интеллектуального центра по примеру западных университетов. Этим центром Божий Промысел судил стать знаменитой Киево-Могилянской коллегии, получившей свое основание в 1615 году. Очень быстро это учебное заведение приобрело известность, популярность среди самых широких слоев населения и покровительство представителей церковной и политической власти на Юге Руси. Таким образом, наш народ ответил католической экспансии ее же оружием, противостоя четкими и аргументированными доводами измышлениям лжеименного разума униатского богословия.

Дальнейшая история Киево-Могилянской академии имела как славные, так и трагические страницы, отображающие историю нашего государства. Однако во все этапы своего бытия из ее стен выходили выдающиеся не только церковные, но и политические деятели, ученые, писатели, композиторы и поэты с мировым именем. Она вскормила за своими партами многих святых угодников Божиих, которые несли свет истины во вся концы Русской земли и за ее пределы. Патерик Киево-Могилянской академии доносит до нас имена таких ее выпускников, как святители Иоанн Тобольский, Филофей Лещинский, Иоасаф Белгородский, Димитрий Ростовский, Софроний Иркутский, Арсений Мациевич, Иннокетий Херсонский, Феофан Затворник, преподобный Паисий Величковский и многих многих других, почитаемых всем вселенским Православием. Ее преподаватели стояли у истоков Славяно-греко-латинской академии и Славяно-греко-латинской семинарии, известных сейчас, как знаменитые Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, а также многих других духовных школ Русской Православной Церкви. Традиционно в Киево-Могилянской академии обучалось много иностранных студентов, некоторые из которых стали известнейшими православными иерархами и даже Предстоятелями Поместных Православных Церквей.

ХХ столетие стало трагическим рубиконом для нашей Церкви. Духовное образование, как неотъемлемая составляющая церковной жизни в этот период потерпело колоссальный урон. В первую очередь это связано с разрывом духовной и академической традиции, планомерным физическим уничтожением цвета отечественной богословской мысли. Из всех духовных школ, находящихся на территории Украины в годы безбожного лихолетья удалось выжить только Одесской духовной семинарии. В тот период она была одной из трех духовных школ в Советском Союзе. В конце 80-хх из стен этой семинарии пополнялся педагогический и студенческий состав многих возрождающихся духовных школ. Уцелевшие конспекты ее библиотеки принимались возрождающимися семинариями как бесценный дар, позволивший начать многотрудный процесс возрождения духовного образования на канонической территории Украинской Православной Церкви.

Сегодня в Структуре Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ действует 1 Духовная академия, 7 Духовных семинарий, 1 Богословская академия и 9 Духовных училищ. В целом в этих учебных заведениях обучается более 3 тыс. студентов, причем почти 1600 из них на дневном стационаре. Большая часть преподавательского состава имеет степень кандидата богословия. Между Киевской духовной академией, региональными семинариями, училищами и светскими вузами осуществляется продуктивное сотрудничество в гуманитарной сфере. Как и в ХІХ ст. в духовных учебных заведениях Украины и, в первую очередь, в КДА обучается достаточно большое число студентов из Поместных Православных Церквей. Все это говорит о том, что процесс институализации системы духовного образования в Украине переходит из фазы интенсивного количественного роста к периоду дальнейшего качественного усовершенствования, определяемого потребностями духовной жизни общества. На этом пути перед нами возникают новые задачи и новые проблемы, обусловленные не только внутрицерковными, но и государственными процессами.

Долгие десятилетия наша Церковь была искусственно отделена от государства. За это время церковный организм приспособился к автономному характеру своего бытия. Это, может быть, в первую очередь касается духовных школ. Отсутствие предпосылок для взаимных контактов между духовным и государственным образованием привело к тому, что их парадигмы практически вовсе перестали содержать точки взаимного пересечения. До какого то исторического периода этот «статус кво» мог удовлетворять запросам Церкви в сфере подготовки новых поколений священнослужителей. Однако, с появлением так называемого информационного общества, для которого характерна небывало высокая скорость обмена информации и, как следствие, степень интеграционных процессов, к семинарскому образованию выдвигаются новые требования. Здесь нужно акцентировать внимание на том, что концептуально цель обучения в духовных школах вчера и днесь остается неизменной. Эта цель состоит в подготовке образованных и духовных пастырей, глубоко преданных Церкви и только в церковном авторитете усматривающих для себя высший критерий истины. Вместе с этим в новых социально-культурных условиях данная задача не отменяется, а дополняется необходимостью овладения священниками интеллектуальным опытом, адекватным интеллектуальному уровню общества, в котором они совершают свое служение.

В связи с этим Архиерейский Собор Русской Православной Церкви еще в 1994 году указал на необходимость существенной реформы духовного образования. В период с XVIII по XX стт. в Русской Церкви несколько раз предпринимались попытки подобных стратегических реформ. Каждый раз они имели настолько важное значение для церковной жизни, что историческая наука отводила им особое место в церковной историографии. Говоря о современной реформе, не лишне еще раз определить ее главную идею. В бурных дискуссиях между участниками образовательного процесса о методах реформирования, перераспределении лет обучения, замене обычной системы аттестации на кредиты Болонской системы очень редко звучит мысль о том, для чего это необходимо. Необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных технологий связана с трансформацией семинарий из средне-специальных учебных заведений в ВУЗы. А современная парадигма высшего образования ориентирована на достаточно быстрое овладение способностью работать с большими объемами информации в самых различных сферах человеческого знания.
Ни для кого не секрет, что семинарии, как основные места профессиональной подготовки священников, никогда не были высшим учебными заведениями. С этим связан некоторый скепсис, который иногда можно услышать в церковной среде относительно обязательности высшего образования для пастырей. Объясняется он зачастую тем, что в реальности приходское служение требует от священников определенного ограниченного набора практических навыков, который не требует увеличения количества лет обучения. Такой взгляд на современное церковное служение следует признать недальновидным. До революции большинство священнослужителей были приписаны к сельским приходам и имели семинарское образование. Вместе с тем, подавляющее большинство сельского населения не имело и среднего образования. Это обстоятельство ставило пастыря в ранг элиты своего общества. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Подавляющее большинство сельского населения имеет средне-специальное, а не редко и высшее образование. Поэтому высшее образование для пастырского служения является необходимым фактором, в том числе и для приобретения авторитета. Более того, в условиях секулярных общественных вызовов недооценка необходимости высокой интеллектуальной подготовки церковнослужителей может иметь глобальный апокалиптический характер.

В связи с этим актуальным становиться поиск адекватных моделей реформы духовного образования, при которых возможно было бы обеспечить предоставление высшего образования для всех кандидатов в священный сан. Кроме этого, достаточно важным остается задание по обеспечению социальной интеграции выпускников духовных учебных заведений, поиск путей миссионерского вхождения пастырей и богословов в государственную образовательную и научную область. Без этого Церковь может оказаться на задворках важных социальных процессов, что не даст ей возможности в полной мере реализовывать свою сотериологическую миссию. На этом этапе важно изучить опыт как отечественных, так и зарубежных светских университетов с целью соотнесения их структуры с потенциальной структурой будущей семинарии. Реформированной семинарии необходимо будет осуществить в себе реализацию двух идей: первое – сохранить свою уникальность, связанную с традиционным представлением о процессе пастырской подготовки; второе – пройти государственное лицензирование и аккредитацию для обеспечения государственного признания духовного образования наших священников. Помимо этого государственная аккредитация способствует поддержанию высоких образовательных стандартов качества и мотивирует стремление к достижению максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса.

На сегодня как в Росси, так и в Украине для Церкви нет возможности обеспечить взаимодействие со структурой Министерства образования, с государственной образовательной системой вне контекста тех принципов, которые декларирует Болонский образовательный процесс. Этот вопрос перешел из стадии затянувшейся дискуссии в стадию императива. Одна из концептуальных задач при этом состоит в соотнесении современной структуры духовного образования с традиционными для Европы образовательными уровнями бакалавра, магистра и доктора богословия. Кроме того, на постсоветском пространстве Болонский процесс приобрел свой специфический характер, при котором декларируемая свобода образовательной парадигмы достаточно жестко ограничивается рамками государственных образовательных стандартов. В связи с тем, что долгие годы государство не имело опыта по аккредитации богословского образования, духовным школам необходимо не упустить этот момент и принять активное участие в разработке национальных рамок профессиональной квалификации, так как именно Церковь была и будет основным потребителем результатов духовного образования.

Для нас эти задачи связаны с приобретением нового опыта. Не секрет, что многолетняя автономия в образовании привела к огромному пробелу в нормативно-правовом обеспечении работы семинарий и академий. Это требует немалых усилий по документированию научно-методического процесса. Мне кажется, что эти усилия не будут бесполезными, так как они дадут возможность наладить совершенно прозрачный контроль за обеспечением качества образования. Нормативно-правовое обеспечение позволит непредвзято и прагматично оценить те стороны учебного процесса, которые долгие годы имели достаточно спонтанный и харизматичный характер.

Под руководством Учебного комитета духовными учебными заведениями предприняты серьезные шаги в этом направлении. Духовные школы показали готовность и способность к интеграции с государственной и общеевропейской образовательной системой. Однако, этот процесс имеет двусторонний характер. Для его успешности не менее важным является законодательная и ментальная готовность самого государства, а точнее структур Министерства образования и науки. Степень этой готовности у разных государств, относящихся к канонической территории РПЦ, неоднородна. Говоря об украинском контексте, следует отметить несколько векторов в церковно-государственном диалоге, касающемся сферы образования. В первую очередь требуется коррекция тех норм закона о высшем образовании, которые постулируют его исключительно светский характер. Следующий вектор обусловлен тем, что для Украины характерна достаточно пестрая поликонфессиональная ситуация. В связи с этим, создание какого-то единого внеконфессионального стандарта теологического образования, или как его часто называют, стандарта «светской» теологии, заведомо будет иметь проблемный характер. Богословие всегда было живой рефлексией Церкви, плодом не только интеллектуального человеческого гения, но, в большей степени, веяния Духа Святого. О нем невозможно мыслить внеконфессионально. Поэтому важной позицией Украинской Православной Церкви является отстаивание идеи принятия государственного стандарта богословского образования, учитывающего конфессиональные особенности теологической науки. Еще один важный аспект, связанный с лицензированием украинских семинарий связан с тем, что Министерство образования и науки Украины считает необходимым сузить количество специальностей базовой подготовки бакалавров. Для нас на практике это выразилось в исключении с 2007 года из перечня специальностей по подготовке бакалавров специальности «богословие (теология)». Теоретически государственное теологическое образование сейчас можно получать только на уровне специализации в магистратуре после получения базовой специальности «бакалавр философии». В связи с тем, что при прохождении лицензирования большинству семинарий необходимо будет соотнести свою структуру со стандартом бакалавриата, специальность «философия» не может быть принята за цель трансформации учебного плана духовных школ. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины обратился к представителям исполнительной и законодательной власти с просьбой найти возможность преодолеть существующие правовые коллизии на пути государственного признания духовных украинских семинарий. Поскольку представители Кабинета Министров Украины неоднократно высказывались о принципиальной поддержке данного процесса, у нас есть надежда на скорое получение духовными школами УПЦ государственной аккредитации и лицензирования своей деятельности.

Все сказанное еще раз дает возможность осмыслить духовное образование как многосложную составляющую в контексте всего церковно-исторического процесса. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно акцентировал внимание на том, что образование должно соответствовать вызовам церковной жизни в конкретных социальных условиях, его цель – способствовать трансляции Предания Православной Церкви, ее церковной Истины в формах, воспринимаемых не только внутри, но и за церковно оградой. Только так эффективность церковной миссии достигает своей полноты, а сам процесс духовного образования вместо абстрактного механического обучения профессиональным навыкам приобретает сотириологический характер. Именно в этом состоит философия исторической по своему значению учебной реформы, осуществляемой на всей канонической территории Русской Православной Церкви.


Церковь, Миссия