Самый Восточный Журнал Игумен всея Болгарии

Игумен всея Болгарии

Суворов Максим

30.08.2008

Преподобный Иоанн Рыльский жил в конце IX – первой полови­не X века в царствование болгарских царей Бориса I (852—889), Владими­ра (889-893), Симеона (893—927) и Петра (927—969). Он родился около 876 года в семье благочестивых посе­лян в с. Скрино на правом берегу реки Струмы, на одном из склонов горного хребта Руен. Рано лишив­шись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчи­ка за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за по­мощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Святой отрок нашел корову с теленком за Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и теленок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег. Хозяин, видевший это чудо, ощутил страх Божий и, щедро наградив отро­ка, отпустил его из своего дома.

Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей (по всей вероятности, в монастырь во имя святого Димитрия, расположенный на вершине Руена). Там святой Иоанн научился читать и писать, стал изучать Священное Писание, богослужебные книги, творения Свя­тых Отцов. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уеди­нился в окрестном лесу, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Из-за нападения разбойников препо­добный Иоанн вынужден был пересе­литься в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в пещере. Двенадцать лет подвизался он в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рыльские горы. Не оставаясь долго на одном месте, свя­той Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве.

По Промыслу Божию место подви­гов преподобного Иоанна обнаружи­ли пастухи. Молва о его святой жизни разнеслась по всей округе, и к от­шельнику стали приходить стражду­щие. Видя страдания людей, препо­добный стал молиться о болящих, которые по милости Божией исце­лялись. Через некоторое время, же­лая безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пе­щеру на высокой скале. Здесь подви­зался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвиж­ник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами. Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто.

Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С боль­шим трудом посланцы царя нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще полови­на хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением.

Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали се­литься братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подно­жия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келии. Монастырь был общежительным; по преданию, вна­чале в нем подвизались шестьдесят шесть иноков.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обите­ли, наставляя братию примером свя­той жизни и душеполезными назида­ниями. Достигнув преклонного возра­ста, преподобный Иоанн оставил сво­им ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. «Завет» пре­подобного Иоанна свидетельствует о высокой культуре и глубокой богос­ловской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина (IV в.), наи­более ранний староболгарский пере­вод которого (два глаголических ли­ста) был найден в Рыльском монасты­ре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном. То, что он в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике, не вызывает сомнения: в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита (759—826), которые в то время еще не были переведены на староболгар­ский язык.

В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду,  он мирно преставился ко Господу и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени.

Примерно через 30 лет преподоб­ный Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в г. Средец (Софию). 18 октяб­ря святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки, а в XII веке в новопостроенном храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан мона­стырь.

В 1183 году венгерский король Бела III (1172 – 1196) захватил Сре­дец и перенес святые мощи в свою столицу – город Гран (слав. Остригом, ныне г. Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребыва­ние в Остригоме, и возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром.

19 октября 1195 года, после осво­бождения Болгарии от византийской зависимости Асеном I (1187 – 1196), царь перенес святые мощи в новую столицу – Тырново. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турка­ми в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского мона­стыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии (дочери сербского деспота Георгия Бранковича), были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне.

30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торже­ственно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднова­ние возвращения мощей было уста­новлено 1 июля.

После кончины преподобного Иоанна Рыльская обитель претерпе­ла немало испытаний. В XI веке она перешла к Византии, а к концу XII века вновь вошла в пределы Болгарского царства. В XIII веке све­дения о монастыре обрываются почти на столетие, вплоть до его возобновле­ния протосевастом (одно из высших придворных званий в Сербии и Бол­гарии) Хрелем в 40-х годах XIV сто­летия.

Еще до перенесения честных мо­щей преподобного Иоанна в Средец произошло так называемое отделение десницы святого Иоанна. По мнению некоторых историков, святые мощи были перенесены в 980 году. Десницу святого рыльские монахи оставили в обители. Но вскоре им пришлось покинуть монастырь. Это было связа­но с переселением болгар во множе­стве на Русь из-за притеснения гре­ков, захвативших к тому времени Восточную Болгарию и запрещавших болгарам совершать Богослужения на родном языке. Возможно, когда греки начали постепенно завоевывать За­падную Болгарию, рыльские монахи также ушли на Русь, взяв с собой святыню обители – правую руку пре­подобного Иоанна. Известно, что в начале XI века на северо-западе Ки­евской Руси был построен город-крепость  Рыльск. Первый храм, кото­рый построили жители города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых преставился святой. Очевидно, там поселились бежавшие с Рыльских гор болгары. Есть основания считать, что в этом храме хранилась и десница преподобного Иоанна.

Таким образом, преподобный Иоанн – первый южнославянский святой, которому на русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей русского народа. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Когда во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя, пре­подобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.

Начало всероссийского почитания преподобного Иоанна Рыльского ус­ловно относится к XIV веку, так как его имя впервые обнаружено вписан­ным полууставом XIV века в руко­пись XII века – Галицкое Евангелие. Дальнейшие сведения о почитании преподобного Иоанна на Руси отно­сятся к первой четверти XV века (Пролог 1429 года в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры). С XVI века имя преподобного Иоанна Рыльского упоминается во многих богослужеб­ных книгах. Служба святому в обихо­де Русской Церкви утвердилась с появлением печатных Миней, не ра­нее конца XVII – начала XVIII века.

В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лав­ры была напечатана «Служба с жити­ем преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также пер­вым печатным изданием Жития свя­того, составленного болгарским Пат­риархом Евфимием в XIV веке.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадский) (родился в с. Суры Архан­гельской области 19 октября 1829 го­да, в день памяти преподобного Иоан­на Рыльского) в память своего небес­ного тезоименного покровителя свято­го Иоанна основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь. В этом монастыре впоследствии отец Иоанн   был   погребен   (20 декабря 1908).

Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия на Руси. Как преподобного Сергия называют «Игуменом всея Руси», так и преподобного Иоанна можно назвать «Игуменом всея Болгарии». Поражает сходство их жизнеописаний. Оба преподобных отца были от благочестивых родителей. Оба были предызбраны Богом еще до рождения. Оба с юных лет горели желанием посвятить себя Богу, и после кончины родителей роздали все свое имущество и вступили на иноческий путь. Преподобный Иоанн удалился на пустынное, возвышенное место, называемое Голец, а преподобный Сергий также удалился на возвышенное, пустынное место, называемое Маковец. Как преподобный Иоанн «претерпел же еси усердно озлобление пустынное и мужески отразил еси полки бесовские» (1, 227с.), так и преподобный Сергий в молитвах подвизался, уподобляясь Ангелу до тех пор, пока окончательно не победил супостата. Оба блаженных отца отказались от почестей и наград, возлюбив пустыню, оба были игуменами основанных ими обителей. Оба, преподобный Иоанн в Болгарской Церкви, а преподобный Сергий в Русской, возрастили сонм подвижников – учеников. Преподобный Иоанн явился «столпом» Болгарской Церкви, как и преподобный Сергий – Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения государств. Еще при жизни преподобного Иоанна, в его обители совершались переводы Священного Писания и отцов Церкви. И, как и Троице-Сергиева Лавра, монастырь преподобного Иоанна и поныне исполняет эту функцию. Отойдя ко Господу в возрасте семидесяти (прп. Иоанн) и семидесяти двух (прп. Сергий) лет и оставив поучения, блаженные отцы явились своим ученикам и повелели обрести их нетленные мощи, которые охраняют столицы двух государств – Российского и Болгарского. Оба преподобных отца были канонизированы почти сразу после кончины.

Поразительно сходство жизнеописаний наших преподобных отцов и их нынешнего церковного служения. Покровитель всех учащих и учащихся на Руси – преподобный Сергий. Покровитель всех учащих и учащихся в Болгарии – преподобный Иоанн. Не случайна дата празднования памяти преподобного Иоанна – накануне первого сентября. Не случайно и прибытие его иконы со святыми мощами в нашу семинарию и поставление ее подле иконы преподобного Сергия. Да воззовем сегодня – накануне учебного года – видя то дивное сходство святых отцов, с трепетом и любовию, припадая и прося их благословения на предстоящие труды.

Литература

  1. Минея август, часть 2 – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 432 с.
  2. Никон Рождественский, архиеп., Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. - М.: Трифонов Печенгский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2003. - 432 с.

 

Ссылка по теме: Престольный праздник Хабаровской семинарии.


Церковь, История