Это наши дети!

Любовь Кутузова, фото автора и Игоря Чуракова

28.11.2011

Одиночество – это бич нашего времени, хлесткий удар которого хоть один раз в жизни испытал, думаю, каждый человек. Ощущение потерянности и ненужности - это всегда больно и страшно, но в миллион раз ужасней, когда это чувство с рождения прочно поселяется в сердцах детей. Я говорю про ребят, оставшихся без мамы и папы, без родных и близких. Один мой знакомый обитателей детских домов назвал: «потерянное поколение». Из его уст это прозвучало почти как «безнадежное», и я тогда с ним страшно спорила: «Что ты говоришь! Это же жестоко, они же не виноваты! Ну, или даже ладно, пусть пока это поколение будет «потерянное», а мы его пойдем и «найдем»».

В ответ мой знакомый только грустно улыбнулся и головой покачал: что мы находим, то есть, что мы часто видим, приходя в детские дома и школы-интернаты? Если брать крайний вариант, то: дети курят, не понаслышке знакомы с наркотиками, каждый месяц делается до нескольких абортов, в их среде появляются «понятия». Какие понятия – ты изгой, ты никому не нужен, здесь выживает сильнейший. Про последствия такого мировоззрения говорить не приходится. Это печальные, но факты - от них никуда не деться. Даже в тех детских домах, где ситуация не столь критична, этот принцип, чуть более в мягкой форме, все равно остается для них актуальным.

Что будет с этими ребятами, от которых все отвернулись и наклеили ярлык «потерянных»? Интернат – техникум – и человек брошен на произвол обстоятельств. Где, в каких местах потом окажется этот, сейчас еще ребенок, несложно предсказать. Все это прозвучало бы мрачно и безнадежно, если бы не одно «но». Это «но» - Православная церковь, которая своих чад, даже брошенных родными родителями, не оставляет. В этом я наглядно убедилась в нынешнюю субботу.

Это наши дети!<br />

Солнечный, безветренный, но морозный день. Доезжаю до нужной остановки и по заснеженной тропинке, кутаясь в воротник, спешу к храму преп. Серафима Саровского. На фоне искристого снега белоснежный, уютный храм с золотыми куполами – не удержалась, достала фотоаппарат и сделала пару снимков (срочно натянула обратно перчатки и бегом в храм). Срочно в тепло! А у крестильной комнаты уже понемногу собираются люди. Да, собственно, зачем я туда пошла! В храме преп. Серафима Саровского в обед, по благословению владыки Игнатия, должно состояться не совсем обычное крещение нескольких воспитанников из 3 школы-интерната. В чем его необычность? Для каждого ребенка нашли крёстную маму из числа прихожанок храма, и это не просто формальность.

Отец Димитрий Карагодин, окормляющий 3 школу-интернат, слегка волнуется, теребит в руках лист и поминутно оглядывается на дверь – ну, где же задерживаются «мамы»:

- Хочется деткам помочь, чтобы они не чувствовали себя одинокими. По плодам узнаете их! Какие плоды в нашем обществе – брошенные дети. Мы к ним приходим, общаемся, но ведь этого мало. А тут оказалось, что не все из них еще и крещеные. Мы провели с ребятами несколько бесед, и повесили объявление в храме. Наш настоятель отец Виталий меня поддержал: объявил на проповеди, что нужны крестные мамы для ребят из школы-интерната. Сначала очень многие изъявили желание, но на сегодняшний день из всех записавшихся осталось только четыре «мамы». Зачем это надо, почему нельзя просто окрестить? Смысл в том, чтобы крестные родители участвовали в дальнейшей жизни ребёнка. Учили их жить во Христе, помогали, поддерживали. Это же наши дети! Наши! Если и мы их оставим, бросим – что с ними будет?

Это наши дети!<br />

Но вот и подходят крестные мамы с пакетами, в которых прячутся крестильные рубашечки, книжки, сладости и подарки для детей. Когда я договаривалась о встрече и кратком интервью, меня попросили написать живую статью «в лицах». Вот я стою и украдкой вглядываюсь в эти самые лица собирающихся женщин. Жизнерадостное и улыбчивое лицо Людмилы, немного строгое, но не менее доброе Ольги и прочие… такие разные, но что-то общее в них определенно есть! Я даже сразу понимаю, что – свет в глазах, любовь к детям, готовность жертвовать свои время и силы ради чужих, но нет, уже «наших» детей:

- Мы долго думали, сознательно искали себе христианское служение, - делится со мной одна из «мам», - чтобы кроме красивых слов были и еще и какие-то дела. Хотелось такое послушание, чтобы реальным трудом можно было помогать людям. Когда появилось объявление, что нужны крестные мамы, сразу поняли - это наше. Свои дети уже выросли, и есть время и силы, чтобы помочь этим ребятам, стать чуть счастливей, добрей, нравственней. Без церкви, без Бога, своими силами этого сделать нельзя.

Я сознательно не указываю фамилий, потому что все женщины, как одна, просили меня про них не писать. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3) – это совет Спасителя и христианский идеал. Добрые дела надо творить в глубокой тайне, сразу же забывать про них, чтобы избежать тщеславия и гордыни. Я совершенно уверена, что наши крестные мамы мало подвержены таким страстям, но из уважения к их просьбе, пойду на компромисс – раскрою для других их доброе дело, но не назову имен.

Это наши дети!<br />

Пока я общалась с «мамами», подтянулись и наши дети. Начинается радостная суета. Какие улыбчивые ребята, я смотрю на них, и у меня щемит сердце. Они же еще маленькие! Как они живут одни? Кто их обнимает, поправляет ночью одеяло, учит, наставляет? Детишки на удивление быстро выбирают себе мам и вот, проходят буквально минуты, и они уже стоят в обнимку. Выключаю диктофон, прислушиваюсь к разговорам:

- А вы будете к нам приезжать? А видеться мы будем? А во вторник у нас День интерната -вы приедете к нам? А на Новый год заберете? А у вас уже большие дети? А вдруг они не порадуются, если я буду иногда к вам приезжать?

- Господи! Как не обрадуются, еще как, ты даже и не думай, – уверяет одна мама, а другая в это время уже тихонько интересуется, что девочки хотят в подарок на Новый год.

Дети не обходят вниманием и меня, рассказывают все, что в данный момент их волнует: какие имена дадут в крещении, мечтают, какие у них будут крестики. Они знают, что пошлет им Господь ангела-хранителя, рассказала им, что по имени, данному в крещении, получат они и святого покровителя, заступника перед Богом.

- Ух ты! Еще и святой будет! – это Даша так отзывается на мой рассказ. Она, как и остальные дети, уже приходила в Церковь, только покреститься не успела. Успокаиваю ее, что сейчас мы это как раз и исправим. Она рассказывает батюшке, как она себя вела, что сделала хорошего, а так же и что плохого. «Я в Церковь хожу, чтобы плохо больше не поступать, мне этого не надо, я же хочу хорошей быть!»

Но вот и начинается сам чин крещения – наверное, это всегда радостное, а когда крестят детей – это двойная, нет, тройная радость. Я тоже остаюсь помолиться и отмечаю, что очень светло все прошло. Отец Димитрий читает молитвы, взрослые шепотом повторяют «Господи, помилуй», смотрят, правильно ли крестятся дети. Да! Они уже крестятся – батюшка научил. Очень внимательно случают проповедь. Батюшка рассказывает про ангелов и бесов, про то, что человек вольно или невольно, но служит либо Богу, либо дьяволу. Про то, что верить Богу – значит, в первую очередь – доверять Ему. Много еще важных и нужных вещей он рассказывает. Но вот мы уже дружно поем «Верую во единаго Бога Отца-Вседержителя…» ребята повторяют отдельные слова, а их мамам еще предстоит им рассказать, что значит каждое слово Символа Веры. Я вижу, как заворожено дети смотрят на горящие свечи в их руках, как идут окунаться к купели. Холодно! Зажмурившись спускаются они по ступенькам в купель и почти бегом вылетают обратно к своим крестным мамам – те уже держат наготове полотенца и теплые кофты. И вот момент, которого так долго ждали девочки – батюшка надевает на них крестики. Еще молитвы… Все закончилось, едва успев начаться. Сияющие детские мордашки, посветлевшие лица крестных. Срочно одеваться и бегом в трапезную пить горячий чай с принесенными сладостями.

Что сказать в заключение? В воскресение как раз отмечается день Матери. Высоту христианского подвига этих женщин – крестных мам, добровольно и радостно взявших на себя такой крест, знает только Господь. Поэтому я оценивать ничего не буду. Закончу пожеланием отца Димитрия, который сказал: «Для этого надо много-много потрудиться, но я надеюсь, что эти дети станут нашими прихожанами, что мы будем еще их венчать, а потом они придут к нам крестить своих детей и внуков». Помоги им, Господи!

Фоторепортаж смотреть здесь Ссылка


Новости