Хабаровск православный Журнал Церковь и формирование патриотического миропонимания у молодежи

Церковь и формирование патриотического миропонимания у молодежи

Квашнин Михаил

01.11.2006

Какое отношение Церковь имеет к теме патриотизма, а тем более к вопросу формирования миропонимания у молодежи?

Чтобы определить место Церкви в формировании у молодежи и в целом у россиян патриотического чувства, необходимо рассмотреть природу самого понятия патриотизма – любви к Родине. И здесь я хотел бы оттолкнуться от глубокой мысли великого русского философа Ивана Ильина, который говорит: «Нечто, взятое само по себе, в отрыве от духа, – ни территория, ни географическая обстановка, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни хозяйственный уклад, ни язык – ничто не составляет родину, не заменяет ее и не любится патриотической любовью. Ибо все это, взятое в отдельности, подобно – телу без души, или колыбели без ребенка, или раме без картины; все это есть не более чем жилище родины, ее орудие, ее средство, ее материал, но не она сама. Все это необходимо ей; все это через нее и через ее жизнь получает высший смысл и священное значение, но она сама больше всего этого».

И далее Ильин раскрывает понятие «Родина»: «Родина есть духовная реальность. Чтобы найти ее и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма».

II

Суммируя многовековой опыт русских мыслителей, Иван Ильин совершенно точно определяет содержание понятия «патриотизм». Итак, рассмотрим его по пунктам:

1. Родина, любовь к ней – есть понятия духовные. Достаточно сложно определить, что значит духовное. Но можно несколько утрировано сказать: духовное, значит внутреннее, исходящее изнутри, из сердца человека; а не от рационального мышления и логики;

2. Чтобы проникнуть в глубину такого понимания родины и стать сопричастным ему, необходимо иметь личную духовность. И причем не просто некую отвлеченную духовность, не привязанную ни к чему, а духовность созвучную духовности родины;

3. Чтобы достичь этого, необходимо духовный опыт родины сделать своим личным опытом.

III

Возникает вопрос: какова же духовность нашей Родины? Как она формировалась, каковы ее отличительные черты?

Обратимся к отечественной истории. Не особо вдаваясь в подробности, отметим, что процесс создания российского государства совпал по времени с фактом Крещения Руси, что стало определяющим в его формировании. Православное мировоззрение глубоко пронизывало все сферы жизни русского человека, т.е. формировало его миропонимание, мировоззрение, наполняло его жизнь содержанием и смыслом.

Это прекрасно иллюстрирует наша русская культура. Большинство писателей, художников, композиторов, мыслителей – люди православного мировоззрения, выражали в своем творчестве свою православную духовность. Особо подчеркну, мы говорим сейчас не о их религиозности, а о их восприятии мира, жизни, о их культуре.

Закономерен вопрос. Да, предки наши были православными. Но уместно ли говорить, что православное мировоззрение, православие вообще является духовной реальностью для России сегодняшней?

Безусловно, если бы в Египте кто-то стал утверждать, что древние египетские воззрения определяют современную идеологию страны, то это было бы смешно, т.к. в Египте прервалась связь времен и поколений.

В России же всё иначе. Даже в десятилетия господствующего атеизма Россия оставалась верна христианской идее по своей морали, законам, культуре. Хоть государство и отвергло веру, религию, но не смогло истребить из народной души нравственные христианские ценности, и даже частично религиозный культ (это тайные крещения детей; это празднование Рождества; это Родительский день, когда огромное количество людей ехало на кладбище; это, в конечном итоге, крашенные яйца на Пасху – а ведь это символ Воскресения Христова). Очевидно, преемственная, духовная связь поколений осталась.

Уместно задать вопрос, а не произошел ли разрыв преемственности сегодня, когда молодежь все больше и больше начинает перенимать чуждые российской культуре западные ценности?

Социологические опросы показывают, что более 80% жителей России считают себя православными или связывают себя с православной культурой. На Дальнем Востоке этот процент меньше, но мы сейчас говорим о патриотизме, а значит должны ориентироваться на всю страну.

Конечно, полноценной церковной жизнью из этих 80%, живут очень и очень не многие. Но раз эти люди отождествляют себя с Православием, значит преемственность поколений сохранилась, и христианские нравственные ценности в разной степени являются духовным ориентиром для большинства наших соотечественников, духовной реальностью большинства россиян.

А значит само понятие патриотизма для большинства наших сограждан есть духовное переживание, основывающееся на православных ценностях. И упрочение этого чувства, его формирование у молодых поколений без Церкви и вне Церкви едва ли возможно.

IV

Как это делать, с чего же начинать? Как это ни покажется странным, но воспитание патриотического чувства начинается с привития человеку нравственности и моральной чистоты.

Кто такой патриот?

 во-первых, это человек, который любит свою страну, свой народ, не смотря ни на что;

 во-вторых, это человек, который готов к самопожертвованию ради своей страны и ее народа, не смотря ни на что;

 в-третьих, это человек, который верит в свою страну, в свой народ, не смотря ни на что;

 и вместе с тем, это человек, который следует нормам добра и нравственности.

Действительно, последнее положение может вызвать вполне логичный вопрос: какое отношение имеет нравственный и моральный кодекс к патриотизму? Но именно этот пункт является ключом к пониманию и воплощению в жизнь предшествующих определений. Ведь самое главное в патриотизме – самопожертвование, а кто способен жертвовать собой? Только человек нравственный, человек, имеющий свод высоких жизненных ценностей и идеалов. Невозможно самопожертвование без этого наполнения. Человек безнравственный не может быть патриотом, он не способен к героизму во имя Родины.

Именно поэтому Церковь почти уже десять лет настаивает на введении в школьную программу культурологического (а не религиозного) курса «Основы православной культуры». Поэтому Церковь призывает государство защитить своих граждан от духовного произвола и пропаганды безнравственности на телевидении и в современном кинематографе. Поэтому Церковь утверждает, что духовное здоровье нации, ее духовный стержень является той единственной силой, которая делает возможным возрождение России подобно птице феникс из пепла государственной разрухи и экономического хаоса.

V

Чтобы быть правильно понятым, хотел бы еще сказать несколько слов о неправославных этносах, входящих в состав нашего многонационального государства и об их месте в описанной мной модели патриотического миропонимания России.

Любой здравомыслящий иудей или мусульманин понимает, что в случае беды общенационального масштаба, как-то война или крушение экономики страны, государство преодолевает опасность гибели усилиями преимущественно этнического большинства, при братском участии всех народов. В нашем случае большинство – это русские, или, обобщим, славяне. Так было и в Империи, и в Советском Союзе, так происходит и сегодня, когда наша страна преодолевает последствия тяжелейших экономических потрясений.

Именно поэтому сегодня нельзя услышать от духовных лидеров ислама, буддизма или иудаизма протестов против инициатив Русской Церкви о преподавании в школе «Основ православной культуры» детям из семей, относящих себя к православной духовной традиции. Все прекрасно понимают, что с потерей русским большинством своей культурной православной самоидентификации все мы вместе просто потеряем страну, а значит и собственно благополучное будущее.

Интересен пример защитников Константинополя в момент осады турками-мусульманами. Крепостные стены византийской столицы бок о бок тогда защищали все горожане: и православные, и католики, и мусульмане, и иудеи. Они защищали свою Родину, бывшую преимущественно православной, свое будущее, в отдельном случае даже от единоверцев.

Случалось такое и в Российской истории. Например, в Смутное время, когда само существование России, как государства, было под угрозой, татары выдвинули свой отряд и приняли участие в освобождении Москвы, несмотря на то, что в состав России они окончательно вошли только при Иване Грозном, т.е. всего лишь за 70 лет до Смутного времени.

Случаев проявления подобного инославного патриотизма, не уходящего корнями в православие, или вообще религию, история знает немало. Мы обязательно должны помнить о них. Это может предостеречь молодых людей от неправильного понимания патриотизма, вырождения его в тщеславный национализм или фашизм. Необходимо помнить и то, что православие всегда воспитывало в русском человеке уважение к вере инославного соотечественника. Именно православное духовенство первым встало на защиту евреев во время еврейских погромов в начале XX века. Именно Церковь сегодня ратует за полноценное религиозное образование для инославных, поскольку нравственные ценности традиционных религий России являются основой патриотического воспитания их носителей.

Интересны случаи помощи православными архиереями бедным общинам мусульман и иудеев в постройке мечетей и синагог и обустройстве жизни общин.

VI

Итак мы видим, что Церковь на протяжении тысячи лет влияла, активно влияет сегодня и, несомненно, будет влиять в будущем на формирование патриотического миропонимания у молодежи, и у всех православноориентированных граждан нашего государства.

Остается найти законные и эффективные формы такой деятельности Церкви. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются:

 10 февраля этого года главная военная прокуратура России направила в Министерство Обороны и Федеральное Собрание проект закона о военном духовенстве. Этот документ предусматривает восстановление в наших Вооруженных Силах штатного священства;

 вопрос о введении «Основ православной культуры» не решен еще на федеральном уровне, но уже сегодня во многих регионах, по решению местных органов власти, уже началось преподавание в школах курса «ОПК»;

 в календарь гражданских праздников вносятся памятные даты национальной славы, например дата освобождения Москвы от католиков-поляков и многое другое.

В Хабаровском крае патриотическая тематика занимает все большее значение в деятельности Церкви: Хабаровская епархия при поддержке правительства Хабаровского края в последнее время провела ряд важных церковно-общественных мероприятий по патриотической тематике. Так, в октябре 2005 года в рамках Съезда православной молодежи Дальнего Востока и Забайкалья в Хабаровске в ряде вузов состоялись встречи, посвященные данной тематике.

В ноябре того же года молодежным отделом Хабаровской епархии была проведена крупная конференция при участии КДВО, вузов и общественности города, посвященная теме патриотического воспитания молодежи.

18 мая этого года при активном участии епархии Правительством Хабаровского края была проведена краевая научно-практическая конференция по вопросам патриотического воспитания молодежи. Сейчас ведется подготовка ноябрьских Димитриевских чтений, развивающих данную тематику.

Активизируется и практическая работа Церкви в этом направлении: проводятся тематические встречи в школах и вузах. Епархией создан и активно развивается молодежный военно-патриотический клуб «Ратник». Уже несколько лет при участии епархии действует военно-патриотический клуб «Град Китеж».

В завершение доклада, хотелось бы выразить надежду, что наша молодежная общественная палата сможет выступить с рядом законодательных и общественных инициатив, направленных на духовное возрождение и оздоровление нашей малой родины.

Доклад на Собрании Молодежной общественной палаты при Законодательной Думе Хабаровского края 27-29 октября 2006 года


Общество