Хабаровск православный Журнал Блог архиерея. "Доверяют, и всё!"

Блог архиерея. "Доверяют, и всё!"

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий

02.10.2014

Перепост одного комментария в моем блоге: "придя к неопротестантам, человек обязательно встретит общину. А у нас? В лучшем случае, общины только начинают создавать".

Конечно, не каждому человеку община нужна в принципе. Кто-то (вроде меня) с удовольствием вольется в близкую по духу общину, но и при ее отсутствии (как сейчас) - прекрасно обойдется и без нее. Кто-то вообще «одиночка», и ему достаточно себя самого и Бога. Но кому-то община жизненно необходима, необходимы личные дружеские связи с людьми, общие дела. А у нас он в большинстве случаев вместо этого встретит старую советскую форму организации церковной жизни в виде прихода, где каждый сам по себе. Естественно, невозможно с первого числа административным указом взять и создать общины. Их надо выращивать, выстраивать естественным образом. Но двигаться в этом направлении необходимо.

Или вот. У неопротестантов, по крайней мере, баптистов и пятидесятников (исключая харизматов, у тех своя специфика), чувствуется определенный и очень привлекательный (!) духовно-психологический настрой. Он не всегда явно выражается, но чувствуется практически постоянно. Я долго для себя не мог его сформулировать и осмыслить: что же это такое, пока не так давно не ухватил все же. А суть очень проста: они доверяют Богу. Вот так вот просто, доверяют — и все. Этому их учат, видимо. А это доверие дает им способность оставаться мирными и радостными при любых обстоятельствах (это конечно общий настрой, тенденция, а каждый отдельный человек в тех или иных обстоятельствах может вести себя по-разному). Но, тем не менее: видя человека, доверяющего Богу, хочется быть похожим на него. Это очень важно. У нас такого настроя гораздо меньше, просто намного. В основном, начитавшись отцов-аскетов, более-менее «продвинутые» православные начинают концентрироваться на собственных грехах. Сам по себе и такой настрой тоже имеет право быть, но нельзя же делать его универсальным, далеко не для всех он подходит. И вот когда человек, для которого он естественным и органичным не является, начинает накручивать себя на тему «якоже свиния лежит в калу», «какой я ужасный грешник-грешник-грешник» и т.п., то ничем хорошим для него самого и его духовной жизни это не заканчивается. В лучшем случае наступает тяжелый кризис с переходом к другому, более естественному настрою, а в худшем - просто уход из Церкви.

И все это — и общины, и умение доверять Богу, естественно и характерно для мирянской духовности прежде всего, которой у нас-то и практически нет. И в этом видится фундаментальная проблема, одним из симптомов которой является успех сект. А вот пути создания такой мирянской духовности — вопрос большой, отдельный, но, кстати, и не новый и широко обсуждаемый…


Митрополит