Антипасха

Иеромонах Никанор (Лепешев)

11.04.2010

Наступающий воскресный день именуется в церковном календаре Антипасхой. Приставка «анти» в данном случае переводится с греческого языка как «вместо» или «напротив». То есть это тот день, когда люди, по какой-то уважительной причине не сумевшие отпраздновать Пасху своевременно, могут наверстать упущенное.

Кроме того, воскресный день всегда мыслился первым днем седмицы — днем начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым днем, то есть днем будущего Царства, Которое наступит после Второго Пришествия Христова и в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением, Антипасха, как восьмой день после Воскресения Господня, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днем обновленного Христом нового мира. Так святитель Григорий Богослов в своей беседе на День Антипасхи проводит параллели между обновлением мира Спасителем и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная и весна духовная, весна душам и весна телам, весна видима и весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

Еще одно название Антипасхи – Фомина Неделя, т.е. Фомино воскресенье, поскольку в этот день Церковь за богослужением вспоминает события уверения апостола Фомы. Евангельское чтение на литургии этого дня повествует нам о двух явлениях Воскресшего Господа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения, на Пасху, и «после восьми дней». В первый раз среди учеников отсутствовал святой Фома и потом, услышав от остальных, что Спаситель воскрес, он сказал: «если сам не увижу на руках Его ран от гвоздей, и сам не вложу перста моего в раны от гвоздей, и сам не вложу руки моей в ребра Его, то не поверю».

И вот, вторым Своим явлением на восьмой день воскресший Господь уверяет Фому, делает его из неверующего – верующим. И нам с вами Спаситель тем самым свидетельствует, что Он имел по Воскресении не мнимую, не призрачную плоть, а действительную, реальную, ту плоть, в которой Он родился от Девы Марии, в которой был пригвожден ко Кресту и на которой даже по Воскресении остались язвы от гвоздей и копья. Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Господня и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие».

Воскреснув в нашей плоти, Христос всем нам открыл путь не только к духовному воскресению, но и к телесному, которое и свершится в день Его Второго Славного Пришествия. И подготовиться к которому мы можем очищением наших души и тела от греховных страстей в молитве, в исполнении заповедей и Таинствах Православной Церкви.  

Вся история отныне нацелена на Второе Пришествие Христа и на наше всеобщее воскресение. И все события нашей повседневной жизни становятся ступеньками к этому.

Пусть Господь всем нам дарует, как и апостолу Фоме, силы верит в Него и следовать за Ним в каждом нашем деле, слове и помышлении, каждое мгновение нашей жизни проживая по вере в Него.

Христос воскресе! – Воистину воскресе Христос!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 10 апреля 2010 года.

Церковь, Богословие